Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
21 сентября 2024
  • :
  • :

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Содержание психического развития подростков представлено развитием его самосознания. Одна из…

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Содержание психического развития подростков представлено развитием его самосознания. Одна из важнейших черт, которая характеризует личность подростка, — формирование устойчивой самооценки и образа «Я». Содержание самосознания подростка представлено образом его физического «Я», включающем представление о своем теле и облике, сравнивание и оценку себя с позиции эталона женственности (мужественности).

Особенности физического развития у подростков часто становятся причиной снижения у подростков уважения к себе и самооценки, приводя к страху плохой оценки окружающими. Мнимые или реальные недостатки внешности переживаются в этом возрасте очень болезненно. Подросток может даже полностью не принимать себя, обладая устойчивым чувством неполноценности.

Подростки все чаще за основу принимают мнение своих сверстников. Если у младших школьников возникновение повышенной тревожности происходит при контакте с незнакомыми взрослыми, то для подростков характерна напряженность и тревога больше по отношению к родителям и сверстникам. Стремление жить в соответствии со своими идеалами, выработка определенных образцов поведения способна приводить к столкновениям взглядов на жизнь родителей и детей подросткового возраста, что формирует конфликтные ситуации. По причине бурного биологического развития и стремления к самостоятельности, подростки часто имеют трудности в отношениях со сверстниками. Основные эмоциональные реакции на неуверенность в себе могут выражаться упрямством, негативизмом, обидчивостью и агрессивностью.

Для многих подростков характерны акцентуации характера в виде некоторого заострения отдельных черт характера, которые создают уязвимость подростка (например, невротическое расстройство, делинквентное поведение, алкоголизация и наркоманизация).

Методы исследования особенностей развития личности и ее свойств включают:
опросник Р. Б. Кеттелла;
методику исследования самооценки, разработанную Будасси, Дембо – Рубинштейном и др.;
методику исследования уровня притязаний;
методику типического реагирования на конфликтные ситуации, разработанную К. Томасом;
методику Q – сортировки;
брненскую анкету личности; характерологический опросник, разработанный К. Леонгардом;
шкалу оценки тревожности (по Дж. Тейлору, по Ч. Спилбергеру);
шкалу депрессии;
методику «Незаконченные предложения», «Несуществующее животное» и др.

Методики исследования свойств микро группового уровня состоят из:
социометрии, референтометрии, опросников общительности; методики диагностики межличностных отношений (по Т. Лири);
репертуарных решеток (по Д. Келли);
групповой оценки личности.

Развитие подростка, включая его биологические, психические, личностные особенности, может предполагать кризисы, конфликтные ситуации, трудности адаптации к социальной среде. Подростки, не сумевшие благополучно преодолеть новую стадию становления своего психосоциального развития, отклонившиеся в собственном развитии и поведении от общепринятой нормы, получают статус «трудных». Это можно, в первую очередь, отнести к подросткам с асоциальным поведением. Здесь факторами риска являются физическая слабость, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, незрелость в эмоциях, неблагоприятное внешнее социальное окружение. У подростка формируются специфические реакции в поведении, составляющие специфический подростковый комплекс. реакция эмансипации как тип поведения, с помощью которого подросток пытается высвободиться из-под опеки взрослых.

Крайней степенью выраженности такой реакции является бродяжничество;
группирование со сверстниками, проявляющееся в высоком интересе к общению с ними, ориентации на выработку норм и ценностей группы, создании определенной субкультуры;
реакция увлечения (хобби), отражающая веяния моды и формирующая склонности и интересы подростков.

Осложнения могут возникать у подростка в ходе профессионального самоопределения и в процессе сознательного выбора профессии, что является многоэтапным процессом выработки и принятия решения. В ходе выбора профессии может проявляться ряд индивидуальных стилей поиска решений, включая импульсивные; рискованные; уравновешенные решения; осторожные решения; инертные решения. Индивидуальный стиль принятия решений представляет собой отражение как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей. Коррекции подвергаются импульсные и инертные решения. Методиками исследования процесса самоопределения считается «Карта интересов» и ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова).




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика