Некоторые из этих фото выглядят совершенно нормально, некоторые — забавно, некоторые кажутся просто не слишком удачными. Но за каждым из этих снимков скрыта леденящая душу история.
Ближе, чем ты думаешь
На самом деле, нам не известна предыстория конкретно этой фотографии и других фото в галерее. Известно лишь, что эти фотографии сняты в жанре Post-mortem — и люди, которые запечатлены на них, были мертвы в момент съемки. Например, самая младшая девочка на первом фото — мертва. Ее тело удерживается с помощью специального штатива. Остальные дети на фото, вероятнее всего, ее братья и сестры. Сегодня эти фотографии пугают нас, но в XIX веке с изобретением дагеротипа люди смогли, наконец, позволить себе сохранять портреты своих близких на память, ведь услуги живописца стоили дорого, и заказать портрет могли немногие. В то же время детская смертность была довольно высокой, и посмертная фотография зачастую была единственной возможностью сохранить память о ребенке. При жизни ребенка было весьма затруднительно это сделать из-за длинной выдержки дагеротипов. Впрочем, фотографировали не только детей, портреты покойников вообще были очень популярны. Как правило, усопшего снимали в кругу семьи, придавали телу сидячую позу, порой размещали в руках какие-то предметы. Для большего сходства с живым человеком фотографы иногда рисовали на снимке открытые глаза поверх сомкнутых век и наносили немного розовой краски на щеки.
Удар молнии
На этой фотографии 1975 года запечатлены братья Майкл и Шон МакКуикен, а автор фото — их сестра Мэри. Она решила запечатлеть своих братьев на вершине скалы Моро в национальном парке «Секвойя» в Калифорнии. Через две секунды после того, как был сделан снимок, в них ударила молния. В живых остался только Майкл (на фото справа).
Клоун Пого
Вряд ли фотограф мог заподозрить что-то зловещее в герое своего снимка: он знал, что фотографирует мистера Джона Уэйна Гейси, примерного семьянина, талантливого клоуна и вообще прекрасного человека. Джон не только развлекал детишек под именем клоуна Пого, но и вел свой строительный бизнес, вступил в Демократическую партию США, стал казначеем благотворительного общества и занимался общественной деятельностью. Никто не знал, что этот добродушный толстяк уже отсидел срок за сексуальные домогательства в отношении подростков. Пока 11 декабря 1978 года не исчез 15-летний Роберт Пист, которого последний раз видели в компании Гейси: мать подростка рассказала, что тот пошел устраиваться на работу к Гейси и не вернулся. Полиция получила ордер на обыск дома Гейси. Полицейские, которые спустились в подвал веселого клоуна без противогазов, едва не потеряли сознание из-за запаха множества разлагающихся трупов, обнаруженных там. Они обнаружили тела 29 молодых людей и подростков, которых Гейси насиловал, а затем убивал. Общее число жертв клоуна-маньяка — 33 человека.
Девочка рисует
Эту маленькую девочку зовут Тереза, ее имя написано в верхнем углу доски. Фото сделано не в школе, а в детском доме в Польше в 1948 году. Тереза нарисовала дом. Именно таким, в виде мотка колючей проволоки, представляет себе дом девочка, выросшая в концентрационном лагере.
Агония Омайры Санчес
13 ноября 1985 года в Колумбии произошло извержение вулкана Невадо-дель-Руис, что повлекло за собой настоящую катастрофу: 25 тысяч человек погибли в результате схода селевых потоков. Тринадцатилетняя Омайра Санчес попала в западню из обломков собственного дома. Спасатели пытались вытащить девочку, но ее ноги были зажаты обломками, и вытащить Омайру не удалось. Девочка более 60 часов провела по горло в воде. Люди, которые находились с ней рядом, говорили, что она плакала и часто молилась. На третью ночь у Омайры начались галлюцинации: она очень беспокоилась о том, что опаздывает в школу. На третьи сутки Омайра Санчес умерла, предположительно, от гангрены или от переохлаждения. За два часа до ее смерти спасатели привезли на место происшествия водяной насос, который, возможно, мог бы помочь спасению девочки. Но он оказался неисправен.
Фотограф Франк Фурнье, который сделал этот снимок, рассказывал, что он мог только «показать должным образом мужество, страдания и достоинство девочки». Общество поспешило назвать фотографа «стервятником», на что он возразил следующее: «Я чувствовал, что эта история была важной для моего репортажа, и я очень счастлив, что есть такая реакция, было бы хуже, если бы люди не переживали об этом…»
Бланш Монье
Француженка Бланш Монье провела 25 лет в заточении в собственной комнате — без света, обнаженная, полуголодная, среди собственных экскрементов и в компании крыс, с которыми узница делилась хлебом. Этот снимок был сделан в 1901 году, когда полиция, получив анонимное письмо, провела обыск в доме родителей Бланш и обнаружила узницу. Как оказалось, совсем юную Бланш наказали родители — они заперли ее в комнате, чтобы она не связала свою жизнь с мужчиной из другого социального круга. Бланш Монье освободили, когда ей исполнилось 49. Она была страшно истощена и повредилась рассудком. И, хотя ее физическое здоровье со временем восстановилось, психика Бланш так никогда и не пришла в норму. Бывший возлюбленный Бланш, из-за которого она и оказалась в заточении, умер за 16 лет до ее освобождения. Мать Бланш Монье посадили в тюрьму, где она вскоре скончалась от сердечной недостаточности.
Девочка и стервятник
Эта фотография, облетевшая весь мир, была сделана в 1993 году в Судане во время массового голода. Фотограф Кевин Картер, сделавший этот снимок, получил за него Пулитцеровскую премию, а сама фотография, купленная и опубликованная журналом «New York Times», шокировала общество. Фото выглядит так, словно стервятник вот-вот нападет на умирающего ребенка. На самом же деле родители девочки в этот момент были заняты разгрузкой гуманитарной помощи с самолета и ненадолго оставили девочку одну, а истощенная малышка пыталась по мере сил их догнать, в это время поблизости и сел стервятник. Фотограф медленно, чтобы не спугнуть птицу, приблизился и сделал серию снимков с расстояния около 10 метров, а затем прогнал птицу. В действительности стервятник не представлял серьезной угрозы для ребенка. Два фотографа из Испании, Хосе Мария Луис Арензана и Луис Давилла, в это же время сняли похожие снимки совсем неподалеку и рассказали, что стервятников вокруг было необычайно много, а дети были настолько истощены, что птицы слетались к ним, как только дети переставали двигаться, но не нападали на живых: «Так что вы берёте телеобъектив и снимаете ребёнка на фоне стервятника. И хотя в действительности от одного до другого может быть 20 метров, на снимке будет казаться, что стервятник вот-вот начнёт клевать ребёнка».
Тем не менее пресса не оставила Кевина Картера в покое. Вот что о нем написала газета «St. Petersburg Times»:
Человек, который настраивает свой объектив лишь для того, чтобы сделать удачный снимок страдающего ребёнка, всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник
Через три месяца после вручения пулитцеровской премии Кевин Картер покончил с собой. Он приклеил к выхлопной трубе своего пикапа гибкий шланг, протянул его в салон и оставил двигатель включенным. Перед тем как отравиться угарным газом, Кевин написал предсмертную записку, отрывок из которой звучит так:
Меня преследуют яркие воспоминания об убийствах и трупах, и злобе, и боли… Картины голодающих или раненых детей, психов, у которых пальцы на курках чешутся. Многие из них — полицейские. Или же палачи…