Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
29 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ЗАНЯТИЯ ИГРОВОЙ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ Этот вид работы с детьми, как правило, не выделяется…

ЗАНЯТИЯ ИГРОВОЙ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

Этот вид работы с детьми, как правило, не выделяется до сих пор в специальное направление в коррекционном процессе, так как предполагается, что такая работа возможна лишь в условиях семьи, или его элементы косвенно могут быть представлены в разделе физического воспитания.

Такой подход вполне обоснован, когда речь идет о детях- . инвалидах, воспитывающихся в семье и дополнительно получающих помощь специалистов в лечебно-педагогических или реабилитационных центрах, но у детей, с рождения живущих в государственных воспитательных учреждениях, оказывается упущенным важнейший этап развития, который в условиях нормальной семьи протекает естествен-но, и, как правило, вообще не осознается как отдельный вид «учебного процесса». Мы говорим о том времени, когда младенца подкидывает вверх папа, когда бабушка играет с ним в «козу рогатую», а мать улыбается ему и агукает, когда братишка щекочет ему пятки и хохочет вместе с ним, сестренка учит играть в «сороку-ворону».
Никто из участников этих серьезных действий не рассматривает их как учебно-развивающие занятия: все это происходит отчасти по вековой традиции, по большей же части — для собственного и (отметим — это важно!) обоюдного удовольствия. Просто — с любимым ребенком хочется играть, баловаться, «тетешкаться» и т. д. Когда-то в русском языке существовал глагол «пестовать», который мы предлагаем ввести в профессиональную лексику специальных психологов и коррекционных педагогов для реализации специфического вида работы. Речь идет о процессе «выняньчивания» ребенка.
Между тем, пестование, или «выняньчивание» — важный синкретический процесс, в котором задействованы все уровни восприятия, в ходе которого происходит комплексное воздействие на весь психофизический универсум маленького человека.

Назовем некоторые его составляющие:
• ребенок через телесный контакт со взрослым познает себя, собственное тело, его части, осознает их единство и разнообразие их функций;
• получает опыт управления собственным телом и первоначальные представления о соотношениях своего тела и пространства, в том числе посредством развития чувства равновесия;
• игровые приемы провоцируют двигательные и эмоциональные инициативы ребенка;
• вырабатываются навыки координации двигательного и звукового выражения эмоций («жест — звук»);
• разворачиваются спектры возможных образцов эмоциональных и действенных реакций на игровые ситуации,
• осваиваются « коды » коммуникативного процесса — различные знаковые системы (система «глазного контакта», оптико-кинетическая система — жесты, мимика, пантомимика; пара- и экстралингвистические системы — интонация, пауза; система организации пространства и времени коммуникации, и, наконец, вербальная система — собственно речь);
• формируются интерактивные аспекты общения, например, построение стратегии взаимодействия («конфликтные», «конкурентные», «кооперативные» ролевые отношения).

Работа с «особыми» детьми в условиях домов-интернатов показала, что последствия утраченного периода «пестования» отрицательно сказывается на их развитие. У большинства детей не сформирован целый комплекс навыков, умений и моделей поведения, на основе которых возможны были бы все остальные (традиционные) виды обучающей и развивающей деятельности.

Очень часто ребенок, объективно обладающий потенциалом в смысле коррекции двигательных, интеллектуальных или иных нарушений, не может этот потенциал реализовать. На коррекционных и учебных занятиях дети пассивно принимают действия взрослого (педагога), в редких случаях усваивают отдельную несложную последовательность действий, выполняют их неохотно, никогда — по собственной
инициативе.

На занятиях по физическому воспитанию развитие двигательных навыков во многих случаях оказывается затрудненным не столько по причине тяжелых поражений опорно-двигательного аппарата, потому, что ребенок категорически отвергает предлагаемые ему новые движения.

Эти и другие проблемы ожидают педагога на первых же занятиях с «особыми» детьми в условиях интерната, они тормозят динамику восстанавливающего развития в учебной работе.

Дети производят впечатление глубоко заторможенных, отстраненных. Это может быть результатом таких явлений, как механизм психологической защиты, который возникает, когда ребенок с самого раннего возраста не имеет возможности реализовать себя как личность, именно — личность, а не просто объект гигиенического ухода, бытового обслуживания и медицинской помощи.

Предположим также, что в немалой степени эта потребность у «домашнего» ребенка естественным образом удовлетворяется в том самом процессе, который мы определили как «пестование». Применительно к более старшим детям модификацию этого принципа взаимодействия можно называть «игровой и пластической импровизацией». Дети-«отказники» , дети-сироты, вдобавок к тяжелейшим нарушениям, оказываются лишенными главного этапа познания мира и себя в мире. И не компенсировав эту недостаточность личностного самоосознавания, трудно говорить о перспективах эффективной педагогической работы с детьми-инвалидами в условиях интерната. В течение нескольких лет нами была опробована возможность решить задачу гармонизации поведенческих, этических, эстетических сторон личности и психофизических функций организма детей путем проведения занятий по игровой и пластической импровизации с воспитанниками интерната для детей с тяжелой умственной отсталостью. Положительные результаты этой работы позволяют включить ее краткое описание в качестве дополнительных материалов к разным разделам коррекционного воспитания. В младших возрастных группах эти занятия должны выступать в качестве основополагающего раздела реабилитации детей.

Ребенок, воспитанный в условиях эмоциональной и двигательной депривации, в дополнение к органическим нарушениям, характеризуется психическими и физическими отклонениями, наиболее типичными и распространенными являются:
• депрессивное отреагирование;
• гипореактивность;
• гиперактивность;
• аффективная, мотивационная, когнитивная ригидность;
• аутичные формы коммуникации и поведения.

В сфере телесных нарушений наблюдаются:
• неправильная осанка;
• неумение координировать движения;
• пластическая ригидность;
• стереотипия, инертность, бедность движений.

Занятия по игровой и пластической импровизации — это
способ комплексного воздействия на психофизический аппарат ребенка, результатом которого должно стать, прежде всего, выведение его из психологического и эмоционального «ступора», признание и осознание его как личности, что, в свою очередь, открывает возможности для дальнейшей продуктивной работы в других областях обучения детей.

Занятия игровой и пластической импровизацией в известной мере обладают психотерапевтическим действием и, хотя не являются психотерапией в общепринятом смысле, в них довольно широко используются отдельные элементы, известные в арт-терапии, в частности, в данстерапии, двигательной терапии, театротерапии, музыкальной терапии.

Работа по развитию и гармонизации ведущих психических и физических функций ребенка средствами игровой и пластической импровизации осуществляется с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

Индивидуальные занятия и занятия в микрогруппах нацелены на развитие следующих поведенческих и психофизических функций у детей:
• коммуникативности как умения принимать различные виды контакта (зрительного, телесного, речевого), адекватно реагировать на него; умения вступать в диалог, используя невербальные и вербальные средства;
• креативных способностей, например, способности варьировать привычные или вновь усвоенные схемы — поведенческие, двигательные, игровые, и на этой основе — создавать собственные конструктивные решения;
• внимания;
• кратковременной и долговременной памяти на движения, действия, речь;
• рефлексии и самоконтроля;
• эмоциональной сферы: узнавания и воспроизведения чувств, экспрессивности; снятие страхов движения, контакта с педагогом;
спонтанности, понимаемой как умение адекватно реагировать на неожиданно возникающую ситуацию.

Кроме того, на занятиях пластикой и движениями решаются и другие коррекционные задачи:
• совершенствование моторики, мимики, жеста;
• исправление осанки, способов движения;
• освоение утраченных (или неосвоенных) в результате болезни двигательных навыков и умений, начиная с простейших;
• восстановление двигательной активности;
• научение приемам психической и мышечной релаксации;
• формирование способности координировать собственные физические действия целесообразно ситуации и действиям других людей;
• развитие чувства партнерства, понимаемого как улучшение характера понимания и взаимодействия с другими детьми, а также с взрослыми.

В процессе занятия дети вовлекаются в игровые, часто импровизационно-театрализованные действия. Педагог обязательно акцентирует и поощряет импровизации, даже минимально порождаемые самим ребенком, стимулирует позитивное отношение к окружающим, к самому себе, имея в виду эмоциональность, осознанность, смелость в поведении на занятии.
Разнообразие приемов и методики игровой и пластической импровизации позволяет очень широко варьировать содержание каждого конкретного занятия в зависимости от индивидуальности каждого ребенка, количества присутствующих на занятии детей, их «сочетаемости» по темпераменту, уровню развития, эмоциональному тонусу, его проявлению по отношению к другим.

Постепенное усложнение системы занятий, учитывающее индивидуальную динамику коррекционных процессов, позволяет постепенно вводить ребенка в более сложные формы взаимодействия, в том числе и в обычной учебной группе, учить его формам более адекватного самовыражения.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика