Врач-педиатр Сергей Бутрий рассказал, как сталкивался с пропагандой шарлатанства со стороны преподавателей медакадемии и как узнал что даже студент-медик может спорить с академиком и оказаться прав.
Цитата: «Каждое утверждение должно быть доказано, и в спорах между врачами более прав будет тот, кто приведет более весомые доказательства своей точки зрения: сможет сослаться на исследования, метаанализы».
Известный педиатр и популяризатор доказательной медицины рассказал, как происходило его становление в качестве врача, практикующего именно в русле научно обоснованной медицины.
Из потенциального врача-шарлатана (каких много на просторах РФ) — которого выпустила медицинская академия, «богатая» на преподавателей являющихся адептами псевдонаук (гомеопатии, аюрведы, «тибетской медицины» и прочей магии) — он превратился во врача доказательной медицины.
Сергей Александрович Бутрий — тот самый педиатр, к которому водил лечить свою внучку известный популяризатор доказательной медицины и борец с гомеопатией и прочим шарлатанством, врач-просветитель Алексей Водовозов (последний не так давно рассказал об этом в своём блоге).
Однако, как выяснилось, не все подписчики нашего паблика знают об этом прекрасном детском враче.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Сергея Бутрия
«Здоровье ребенка: современный подход. Как научиться
справляться с болезнями и собственной паникой»:
Часто в интервью врачей я слышу истории про то, как они гордились своими родителями-врачами, с детства мечтали помогать людям, горели любовью к страждущему человечеству и потому пошли в
медицину. Сам я этим похвастаться не могу: в моей семье не было медицинских работников, я попал в медицину почти случайно: попробовал сдать вступительные экзамены – получилось. А медицина
затянула, увлекла, стала смыслом жизни уже позже, в процессе обучения и работы. Закончив медицинскую академию и ординатуру по педиатрии, я поступил работать в сельский офис врача
общей практики, где проработал участковым педиатром 2,5 года, после чего ушел в частный медицинский центр, где работаю до сих пор… Я начал записывать свои мысли по медицинским событиям на своей страничке в социальной сети, комментировать значимые события
в медицине (новые медицинские приказы, эпидемию управляемой инфекции, очередную новость о бытовой травме ребенка и т. п.) и складировать для самого себя полезные медицинские ссылки.
Постепенно на меня стали подписываться мои пациенты, потом незнакомые мне люди и даже коллеги, а я сам писал все активнее – так появился мой блог. Когда же количество подписчиков
выросло до десятков тысяч, все чаще стали поступать предложения от издательств о собственной книге. На одно из них я согласился…
Проходя обучение в медицинской академии, я чувствовал себя абсолютно профессионально непригодным. Педиатрия – невероятно широкая область научных знаний, можно изучать ее всю
жизнь и даже тогда вряд ли сможешь сказать «я знаю о педиатрии достаточно». Но даже не это подрывало мою уверенность в себе как в специалисте, а то, что я не чувствовал опоры под ногами в
самых простых клинических вопросах. Возьмем простой пример: лечение ложного крупа (ларинготрахеита).
На кафедре педиатрии нам, студентам, давали одну схему лечения, на кафедре инфекционных болезней совершенно другую, на практике в стационарах и поликлиниках мы видели третью… И
бывалые студенты предупреждали: мол, не вздумай на экзамене такому-то профессору ответить так, как советовал вон тот профессор, – влепит «неуд» и выгонит с позором. Но почему? Где критерии
правоты? Может, дело в опыте, в продолжительности стажа, в количестве тяжелых и атипичных случаев в практике клинициста? Но если даже профессора не могут договориться между собой, что
же делать мне, начинающему врачу?! Верить кому-то одному из них, или наугад искать собственный путь?
Или прививки. На многих кафедрах нас учили, что прививки – величайшее достижение человечества, что благодаря им люди стали жить так долго, победили страшные эпидемии. Но были
некоторые преподаватели, которые высказывались диаметрально противоположно: что прививки – это зло, заговор мировых фармкомпаний, что они подрывают здоровье детей и нации, провоцируют ряд хронических болезней, и от них надо отказаться, ну или прививать осторожно, по индивидуальным графикам, с предварительным изучением иммунной системы каждого конкретного
ребенка. Что это, черт возьми, значит? Где можно прочесть об этих индивидуальных схемах, кто из моих преподавателей прав, а кто заблуждается? Ведь не могут же они все быть правы, противореча
друг другу в принципиально важных вещах. Как мне, молодому врачу, в этом разобраться?
Или гомеопатия, Аюрведа, тибетская медицина и другие околомедицинские «альтернативные» учения. Часть моих преподавателей их на дух не переносила, называя шарлатанством и еще менее лестными словами, другая же часть относилась к ним большим уважением, долго и пространно рассуждая, что будущее медицины за этими учениями, что «официальной медицине» не стоит
пренебрегать их ценным опытом. «Как, как, как, – повторял я себе, – как молодому врачу во всем этом разобраться?!»
И вот, уже учась в ординатуре (дополнительное обучение, после академии), ровно тогда, когда я был на пике этих терзаний и на большом жизненном распутье, я нашел медицинский форум
forums.rusmedserv.com, на котором проводились как заочные консультации пациентов (когда это
было возможно), так и, между коллегами, разбор сложных клинических случаев, и все консультанты и модераторы этого форума строго придерживались принципов доказательной медицины.
Так я впервые узнал, что та самая твердая почва под ногами врача, которой мне так не хватало, все же существует. Что математике и другим точным наукам вполне есть место в медицине. Что во всех
развитых странах в полный рост шагает концепция доказательности в медицине, то есть каждое утверждение должно быть доказано, и в спорах между врачами более прав будет тот, кто приведет
более весомые доказательства своей точки зрения: сможет сослаться на исследования, метаанализы… Что и студент может
спорить с академиком и оказаться прав. Что языковой барьер, несовершенная система российского медицинского законодательства, косность мышления наших корифеев и преподавателей очень
сильно мешают продвижению концепции доказательной медицины в России.
С тех пор я в любых клинических вопросах стал отдавать предпочтение англоязычным учебникам, клиническим руководствам и научным статьям. С тех пор я начал учить педиатрию заново, по
сайтам uptodate.com, emedicine.com, American Academy of Family Physicians и многим другим. И передо мной открылся новый мир, простите за пафос.
За последние десять лет термин «доказательная медицина» стал обесцениваться, под ним стали подразумевать самые разные смыслы, далекие от изначального значения, его стали использовать
для пошлого маркетинга. Но стремление привести медицину к общему знаменателю, прекратить разделять ее на страны, города и кафедры постепенно набирает обороты, каким бы термином мы
это сейчас ни называли. Все больше врачей, особенно молодых, начинают учить английский язык, читать англоязычные клинические руководства и современные профессиональные журналы…
Пока процесс идет с большим сопротивлением, но это прогресс для врачей и прямая польза для пациентов, то есть это полезно обеим сторонам, имеются как спрос, так и предложение, а значит,
по законам рынка, дальнейшее развитие доказательной медицины в России неизбежно.
Но что сейчас, пока большинство российских врачей не читает международные руководства, использует устаревшие подходы и методики, прописывает препараты с недоказанной
эффективностью, делать родителям? Боюсь, ответ только один: искать хорошего врача и попутно учиться самим, читая понемногу о медицине. Читать качественные книги или интернет-ресурсы
хороших врачей, которых становится год от года все больше. Чтобы восполнить дефицит такой информации, я веду блог…
_______________________________________________________________
Это был отрывок из книги врача-педиатра Сергея Бутрия.
В дополнение:
Почему врач доказательной медицины (и любой здравомыслящий человек) не должен ВЕРИТЬ профессорам, академикам и Hобелевским лауреатам.
https://vk.com/wall-136637198_89586
Именно плохие преподаватели в злобной академии мешали студенту Бутрию учить педиатрию!)))) детский сад. Что ж документы не забрал из этого плохого вуза?!
Все вокруг плохие, преподы дураки, только студент Бутрий был гением…
да сейчас каждая мама, интересующаяся здоровьем ребёнка, знает имена Бутрия и Комаровского)
А вообще, всё верно — медицина в России начинает хромать с образования 😖 Медицина «авторитетов» 🤦🏻♀️
У каждого преподавателя своя правда 😅 своя схема бадов, кто-то воду учит заряжать, кто-то свои «проверенные» схемы лечения ковида советует; в общем, кто во что горазд.
Но ведь в медицине не опираются на свои мнения, в медицине опираются на исследования! Ни один грамотный врач не будет апеллировать своим мнением.
«Языковой барьер, несовершенная система российского медицинского законодательства, косность мышления наших корифеев и преподавателей очень
сильно мешают продвижению концепции доказательной медицины в России»
Лучший врач и человек, помогает чувствовать землю под ногами, особенно сейчас 🔥🔥🔥👍👍👍
Спасибо за информацию.
Обожаю Сергея!
Обожаю❤️
Нам очень повезло, что он сам из Иванова и ведёт здесь прием, хоть и запись за 2-2,5 месяца
Не только отличный врач, но и прекрасный человек! Что бы мы делали,обычные родители , без Бутрия)). Спасибо ему большое за труд
Спасибо за труд, за блог! В любой непонятной ситуации — иду в блог и через поиск нахожу ответы на свои вопросы. Купила книжку себе, прочитала взахлёб, потом подруге, когда она родила ребёнка, куплю другой беременной подруге. Считаю, что это мастхэв для любого родителя.
В ветеринарной медицине абсолютно та же картина к сожалению
Так у нас с подругами выработалось критическое мышление) и теперь мы проверяем всё😂
Спасибо преподам, которые хвалили АСД и гепатопротекторы
Сразу вспоминаю как теща утверждала как ей терапевт с опытом, которая не прививалась и в итоге коронавирус ее забрал,рекомендовала ей после инсульта есть кальций. Ничему людей чужой опыт не учит
Отличный врач, сомневающийся, ищущий и находящий. Внимательный такой, знает, как успокоить родителей. Прекрасный человек с душой и большим сердцем! В нашей семье уже есть фраза — так, лечимся по Бутрию)))
Подписана, читаю и учусь!
Очень хочется пожелать Сергею и его семье здоровья , терпения и благополучия!
Обучение в медицинском вузе клиническим дисциплинам — это боль. У каждого преподавателя свой взгляд на мир, который нужно уловить и транслировать.
Мне повезло больше, с доказательной медициной я столкнулась ещё в специалитете. Произошло это как раз после громкого разочарования в университете, когда преподаватель начал рассказывать о толковых гомеопатах и вреде ГМО 🙂
Вот антипрививочники на моем пути не попадались, к счастью. С ними бы пришлось не просто спорить, но драться.
Любовь от начала и до конца! 🫶🏻
Не представляю свое материнство без его книг, и всего, что он представляет да еще и бесплатно.
Как говорится, храни господь руки и ум таких людей.
Говорят, раньше он был тем еще антипривочником, хотелось бы узнать историю, как он встал на путь истинный 😁
На реальность мне 👀 открыл Комаровский. Зародились сомнения, а правильно ли нас лечат… Потом кто то дал ссылку на Бутрия. Вот тут многое встало на места в голове, стало спокойно от понимания таких простых вещей как график вакцинации и пр. вопросов молодых родителей.
Книга Бутрия стоит в шкафу, сразу ее купила как только она вышла)) ео к своему стыду так и не прочла🤦♂️потому, что многое итак уже знаю по его статьям и постам. Жаль, что Сергей сейчас не так активно ведет страницу ВК. Очень его уважаю, не дай бог, что серьезное случится поедем только к нему на прием.
Как говорит моя сестра, когда заболевает кто-то из наших детей: «надо приложить Бутрия». Сразу становится легче.
Остается только всех людей стандартизировать, чтобы не отличались друг от друга как болтики на конвейере. В свое время это называлось фельдшеризмом, абсолютно точное название.
Замечательный врач и популяризатор доказательной медицины.
Эхь… а в ветеринарии мы боремся за доказательную медицину, но сама госветслужба использует гомеопатию только так 😩 и туда идут! Потому что дешево…