ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАКСИЧЕСКИХ И ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, НАРУШЕННЫХ ПО СУБДОМИНАНТНОМУ ТИПУ
1-й вид упражнений.
Выработка умения непосредственной ориентации в пространстве.
В качестве главной компенсаторной опоры используется речь. Предлагается запомнить путь из одного места в другое; оживляются в памяти известные приемы ориентации на местности по солнцу, звездам, растительности и т.п.
2-й вид упражнений.
Восстановление способности к симультанному восприятию пространственной ситуации.
Так же, как и в предыдущем случае, в качестве компенсаторной опоры используется речь. Предъявляется текст, содержащий определенную пространственную ситуацию, например: «Мама с сыном пошли гулять. Мальчик убежал от мамы и спрятался за деревом. Мама ищет мальчика» Соответствующая иллюстрация, подготовленная содержанием текста, воспринимается целиком. На последующих этапах работы фактор предварительной установки с помощью текста играет все меньшую роль. Предъявляется, например, тот же рисунок с лаконичной надписью «спрятался» или «где шалун?», а затем — без всякой подписи. По мере восстановления способности к симультанному восприятию реальных пространственных ситуаций, следует перейти к абстрактным ситуациям («крест под кругом», «круг над квадратом», «круг между треугольником и квадратом» и пр.).
3-й вид упражнений.
Восстановление способности к симультанному восприятию предмета:
— восприятие реальных предметов с привлечением различных компенсаторных опор, например, ощупывания;
— восприятие рисованных изображений предметов, на которых специально выделены их дифференциальные признаки, например, «у кружки ручка» (в отличие от изображенного рядом
стакана без ручки);
— преодоление игнорирования правой стороны зрительных образов;
— работа на листах, специально разделенных пополам жирной чертой или с половинами разных цветов (левая — окрашенная, правая — белая);
— рисование или письмо с правой стороны листа с предварительной установкой на это;
— анализ изображений предметов, имеющих симметричный правую и левую стороны, например, человека, циферблата часов, кастрюли и т.д.;
— фиксация внимания больного на том, что обе стороны изображения идентичны;
— верификация специально искаженных изображений, устранение обнаруженных искажений;
— преодоление апраксии одевания: выполнение больным различных операций одевания с предварительным анализом действия, их вербализацией, рассматриванием соответствующих
схем (сами операции одевания предъявляются по принципу «от высокоавтоматизированных, до выполняемых редко, мало привычных).