Волнение перед соревнованиями
Волнение спортсменов перед соревнованиями интересуют многих тренеров, физиологов и психологов спорта на протяжении длительного времени. Психические переживания спортсменов исключительно сложны и разнообразны, так как соревнования нередко требуют от них максимального напряжения в самых неблагоприятных условиях.
Положительное или отрицательное влияние предстартового состояния на спортивный результат зависит от степени возбуждения нервной системы спортсмена. Предстартовое состояние может выражаться в разных формах.
Ретроспективный анализ показывает, что разные авторы выделяют разные формы предстартовых состояний, А. И. Пуни (1967), например, отметил три формы: стартовая лихорадка, боевая готовность и стартовая апатия. В. Навроцкая (1965) предлагает различать пять форм: легкое предстартовое возбуждение, среднее предстартовое возбуждение, сильное предстартовое возбуждение, предстартовая апатия и сильная предстартовая апатия. А. В. Родионов (1982) указывает на особенности свойств нервной системы спортсменов как на причину количественных и качественных функциональных сдвигов и специфики стартовых состояний. Данное утверждение находит свое экспериментальное Подтверждение в исследованиях Генова (1967), Mulleyr (1961).
Многие исследователи считают, что тип высшей нервной деятельности следует рассматривать как биологическую основу, на которой создается тот или иной характер стартовой реакции. С темпераментом как проявлением особенностей свойств нервной системы связывают характер предстартовой установки (Двали, 1963). Непосредственную связь особенностей стартовых состояний с типом высшей нервной деятельности отмечают М. Ванек и В. Гашек (1982).
Предстартовые состояния детерминированы не только объективными условиями соревнований, но и субъективными отношениями личности и индивидуальными различиями.
При этом возрастает уровень психической напряженности спортсмена, который определяется балансом процессов возбуждения и торможения.
Уровень психической напряженности в соревнованиях, особенно у квалифицированных спортсменов, зависит в основном от факторов, воздействующих на психику (Платонов, 2004). По данным автора, различают четыре состояния готовности спортсмена: 1) недостаточное возбуждение; 2) оптимальное возбуждение; 3) перевозбуждение; 4) торможение вследствие перевозбуждения.
Можно предположить, что из всей совокупности фактов, которые при конкретных обстоятельствах могут воздействовать на предстартовое состояние спортсмена, в действительности воздействует, т. е. определяет возникновение и динамику предстартовой возбужденности, только один или два фактора (Оя, 1973). Это надо понимать так, что все действующие факторы не влияют на психическое состояние спортсмена по принципу арифметической суммы, но имеется один или два доминирующих фактора, которые в основном определяют его. Если это так, то регуляцию психического состояния спортсмена можно осуществлять с учетом только доминирующего фактора. Конечно, прежде всего, необходимо выявить этот доминирующий фактор в конкретных обстоятельствах, так как он может быть разным.
Более подробный подход у А. В. Родионова (1982). Он предлагает при изучении предстартовых состояний вначале дифференцировать спортсменов на группы по проявлениям нервной системы и, после этого, по личностным характеристикам.
Интересную интерпретацию предстартовых состояний приводит в своих исследованиях В. Н. Платонов (2004).
Состояние недостаточного возбуждения проявляется в некоторой вялости, недостаточной сосредоточенности, невозможности спортсмена сконцентрировать внимание на предстоящем поединке. Внешне спортсмен спокоен, даже безразличен, доброжелателен к окружающим, даже к соперникам. Однако он не способен максимально реализовать в соревнованиях свои функциональные возможности, его действия часто характеризуются несвоевременностью и неадекватностью.
Состояние оптимального возбуждения. Оно характеризуется ощущением готовности и желанием соревноваться. Спортсмен способен объективно оценить свои действия и действия соперника, получить удовлетворение от своих движений и действий, быть уверенным в своей подготовленности, добиваться планируемого результата. Такое состояние является наилучшим для достижения высоких спортивных результатов, полной реализации функциональных возможностей.
Состояние перевозбуждения. В этом состоянии спортсмен излишне возбужден, чрезмерно активен, раздражителен, зачастую теряет самообладание, вспыльчив, нетерпим к окружающим. Спокойный в тренировочных условиях, спортсмен в таком предстартовом состоянии становится упрямым, злым, грубым, чрезмерно придирчивым и неумно требовательным к другим. Возможны психоподобные реакции.
Состояние торможения вследствие перевозбуждения. В этом случае имеет место механизм, противоположный формированию состояния недостаточного возбуждения. Зачастую, за исключением доброжелательности к окружающим, проявляется в тех же реакциях. Внешне проявляемая пассивность является результатом травмирующих переживаний, неприятных ассоциаций, нежелания тренироваться и др. Наступают апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические реакции. Спортсмен понимает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от них избавиться.
Каждое из состояний имеет бесчисленное множество вариантов, зависящих от индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности, конкретного состояния, характера соревнований и др. Возможны случаи, когда все четыре вида психического напряжения (в той или иной степени) проявляются у одного и того же спортсмена на протяжении длительного турнира или нескольких разных соревнований. Поэтому очень важной является предстартовая работа тренера и психологов по профилактике возможных негативных состояний спортсменов.
Для регулирования предстартового возбуждения пользуются различными приемами: специальной разминкой, самомассажем, дыхательными упражнениями, аутогенной тренировкой и пр. При регулировании эмоционального состояния следует учитывать, что это не только явление в сфере психики, но и обширное состояние всего организма, включая сдвиги на уровне органов и тканей.
В своих исследованиях Г. Д. Горбунов и А. В. Шленков (1998) изучали эффект психолого-педагогических воздействий на спортсменов, имеющих различные личностные особенности психики. Для этого авторы исследовали представителей пяти видов спорта в количестве 96 человек. До и после проведения соответствующего сеанса психорегуляции испытуемые делали самооценку психического состояния с помощью шкалы Спилберга и Ханина (реактивная тревожность) и дифференцированной шкалы функционального состояния по показателям самочувствия, активности, настроения.
Ниже приводятся данные, указывающие на особенности изменения психического состояния у спортсменов под влиянием сеансов психорегуляции. В результате проведенных исследований Г. Д. Горбунов с соавторами (1997) пришли к следующему заключению:
Релаксация в процессе гетеротренинга воздействует следующим образом:
снижает реактивную тревожность у спортсменов с высокой интернальностью в области достижений;
улучшает самочувствие у спортсменов с выраженными показателями психотизма, вербально-авторитарной внушаемости и низкими показателями экстраверсии и самоконтроля;
улучшает настроение у тревожных интравертов, отличающихся низким темпом.
Плохо переключаются на отдых и восстановление в процессе этого сеанса особо общительные.
2. Вербально-музыкальная психорегуляция воздействует так:
снижает реактивную тревожность у замкнутых, подверженных чувствам, отличающихся высоким самоконтролем и темпом и слабой ситуативной внушаемостью;
улучшает самочувствие у спортсменов с низкой социальной энергетичностью;
улучшает настроение у вербально-авторитарно внушаемых, эмоциональных, с низкими показателями направленности на дело.
Плохо переключаются на отдых и восстановление вербальноавторитарно маловнушаемые и социально слабоэмоциональные.
3. Гипноз оказывает следующее влияние:
снижает вариативную тревожность у вербально-авторитарно внушаемых, интравертов, отличающихся высокой интернальностью в области достижений, социальной пластичностью;
улучшение самочувствия спортсменов с наименьшими показателями замкнутости и подверженности чувствам;
улучшает настроение спортсменов с высокой реактивной тревожностью и слабой ситуативной внушаемостью.
Особенно хорошо отдыхают и восстанавливаются во время сеанса гипноза спортсмены с высокими показателями вербально-авторитарной внушаемости и нейротизма.
4. Психобиоэнергетический транс воздействует так:
снижает реактивную тревожность у спортсменов, отличающихся выраженными показателями психотизма и интернальности в семейных отношениях;
улучшает самочувствие у эмоциональных, ситуативно слабовнушаемых и с низкой интернальностью в области достижений;
улучшает настроение у спортсменов с низкими показателями замкнутости, жесткости и интернальности по всем шкалам, но с высокими показателями социальной пластичности.
Психорегуляция — это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психофизиологической основой такого состояния (по данным Г. Д. Горбунова, 1986) служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем.
Есть мандраж, а есть кураж. А более ничего не надо. Это все одни слова.
//- Нет ни одного тренера, который обладает теоретическим мышлением построения биологической модели.
(…) Сам тренировочный процесс строится на каких-то принципах, не имеющий никакого серьёзного обоснования.//
Селуянов Виктор Николаевич, — кандидат биологических наук, профессор; заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; профессор кафедры физической культуры и спорта, специалист в области биомеханики, антропологии, оздоровительной физической культуры, спортивной адаптологии, автор ряда научных изобретений и инновационных технологий, создатель оздоровительной системы «Изотон».
Автор более 300 научных работ, в том числе патентов. Под его руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций.
https://youtu.be/oUdG8JQSpWE
Возможно, кому-нибудь будет интересно и полезно.
По факту, надо начинать не с «волнение перед соревнованиями», а с целеполагания, тогда «… «…волнение … » будет адекватным. А то «вырвали фрагмент» из общего контекста, и «рассматривают его под лупой»… Начинать надо со стратегического подхода, а «волнение…» это элемент тактики…
Зависит еще от самого человека, от характера. Тогда и волнение разное и привести может к разным результатам
Для того и существует привентивный массаж в спорте. Когда в команде работаешь , точно знаешь , кого перед игрой надо » стимульнуть» , причем не только интенсивным массажем , но и словом , а кого расслабить , успокоить. И это действительно работает( я говорю про игровые виды , но думаю и в других то же самое)