Вклад Винникотта в теорию психоанализа
Винникотт полагал, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до рождения. Поэтому травматические переживания, связанные с рождением, можно предотвратить эмоциональной подготовкой плода. Младенец может воспринимать рождение как результат своих собственных усилий.
После рождения ребенок крайне зависим от окружающего мира и прежде всего от матери. Поэтому, по мнению Винникотта, новорожденного невозможно описывать отдельно от матери. «Вполне или достаточно хорошая» мать в первые недели после рождения ребенка находится в особом состоянии, которое Винникотт назвал первичной материнской озабоченностью (primary maternal preoccupation). Оно постепенно развивается в период беременности и продолжается еще несколько недель после родов, представляя собой состояние чрезмерной — чуть ли не болезненной, шизоидной — восприимчивости, к которому мать должна быть способной, чтобы создать ребенку условия, в которых сумеют проявиться его собственные тенденции развития и первые импульсы его личной эмоциональной жизни.
Мать не только соматически создает ребенка в своем теле. Своей материнской опекой — благодаря функции заботы, как это называл Винникотт, — она делает возможным становление Самости своего младенца. Главным в переживании младенца является ощущение им зависимости от материнской заботы. Но именно это переживание и обеспечивает возможность освобождения от зависимости в направлении независимости, доступ к сфере иллюзий и переходных объектов.
Во многих работах Винникотт отмечал, что младенец не только требует от материнской груди удовлетворения своих потребностей. Удовлетворение оральных влечений может восприниматься даже как совращение и нанести травму, если одновременно не удовлетворяются функции Я младенца и повреждается то, что впоследствии будет оберегаться как Самость и ядро личности.
Теоретический вклад Винникотта в психоанализ состоит в том, что объект важен не только как внутренний объект, который имеет специфические индивидуальные характеристики из-за специфического личного жизненного опыта (например, проективных и интроективных идентификаций), но важен также и как внешний объект, который играет важную роль при созревании.
В этом же смысле важны такие концепты Винникотта, как «мать-окружающая среда», «первичная забота матери» (о ребенке) или «достаточнохорошая мать».Уже сами эти концепты направляют нас к новому пониманию того, что объект играет очень важную и активную роль при созревании человеческой психики в качестве как внутреннего, так и внешнего объекта. Главным становится то, как первичный объект-мать входит в отношение с ребенком, как она умеет выполнять свои обязанности, и еще — достаточно ли она хороша, чтобы удовлетворить все нужды ребенка, и как все это способствует росту ребенка или затрудняет его.
В теории объектных отношений Винникота закрепляется понятие «самость», которое становится одним из существенных элементов современного психоанализа. В разных направлениях теории объектных отношений путь развития отношения субъект-объект осуществляется в направлении, в котором самость субъекта от примитивных симбиотических фаз, в которых преобладает недифференцированное слияние между субъектом и объектом, переходит к фазам обособления и достигает все более индивидуализированных состояний, в которых субъект уже отделен от объекта (например, так называемые сепарационные процессы).
В теории Винникота мы встречаем новую концепцию функций объекта, когда говорим о холдинге. Объект-мать играет очень важную роль, т.к. она кормит ребенка, держит его в телесном контакте с собой; она приспосабливается к его ритмам и нуждам, защищает и приводит его к зрелым психическим процессам (как, например, символизация).
Человеческаяпсихика может развиваться и укрепляться лишь в отношении субъект-объект.Винникотт пришел к такому пониманию также потому, что в своей педиатрической практике много лет наблюдал богатое взаимодействие между ребенком и матерью, поэтому он стал более внимательным к динамике, которая происходила в этих отношениях. ъ
Другой теоретический вклад Винникота (и, наверное,подобное впервые произошло в чисто психоаналитическом контексте) состоит в том, что объект важен не только как внутренний объект, который имеет специфические индивидуальные характеристики из-за специфического личного жизненного опыта (например, проективных и интроективных идентификаций), но важен также и как внешний объект, который играет важную роль при созревании.