ВКЛАД РАНКА В ГЛУБИННУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Между Фрейдом и Ранком со временем развилась глубокая личная дружба; Фрейд обращался с ним как со своим сыном. В 1912 году Ранк становится секретарем Венского психоаналитического общества, а с 1913 году являлся членом тайного комитета. С 1919 по 1924 г. он возглавлял издательство, в котором осуществлялась публикация психоаналитических работ.
Став первым психоаналитиком без медицинского образования, Ранк начал принимать пациентов в том же доме, где находилась его квартира. На протяжении ряда лет он занимался исследовательской деятельностью, занимался организационными и финансовыми делами психоаналитического сообщества, был вице-президентом Венского психоаналитического сообщества.
В начале 20-х годов Ранк высказал ряд идей, которые предопределили его выход из числа членов тайного комитета и последующий разрыв с Фрейдом. В 1924 году, по приглашению президента Нью-Йоркского психоаналитического общества он ездил в США, где в течение нескольких месяцев излагал новые идеи перед американскими психоаналитиками, часть которых стала проходить у него краткосрочный анализ. Возвратившись в Вену, Ранк ушел с поста главного редактора психоаналитического журнала. В 1929 году Ранк подал в отставку, фактически предопределив окончательный разрыв с Зигмундом Фрейдом.
❗Отличия от классического психоанализа
В 1935 году Отто Ранк переехал в США, где занимался преподавательской деятельностью и психотерапией, выдвинул ряд новых психоаналитических идей. Подход Ранка резко отличается от подхода Фрейда. Если классический психоанализ традиционно проводится с аналитиком позади и вне поля зрения пациента, опирается на воспоминания пациента и поощряет аналитика быть нейтральным наблюдателем, психотерапия Ранка предполагает диалог лицом к лицу между терапевтом и клиентом и подчеркивает фактические отношения между ними в настоящем или «здесь и сейчас». С этой точки зрения терапевт — это реальный человек, с которым нужно иметь дело.
Ранк думал о настоящем моменте терапии как о микрокосме, мире в миниатюре, который обеспечивает доступ к жизненным трудностям клиента. Терапия становится не линейным процессом “воспоминания, повторения и проработки», а скорее осознанным участием в динамических терапевтических отношениях. В то время как Фрейд подчеркивал важность сознания и проницательность – обретение понимания факторов в прошлом, которые влияют на наши нынешние чувства, Ранк делал акцент на намерении человека и его воле.
Он назвал волю “позитивной направляющей организацией и интеграцией личности, которая использует творческий потенциал, а также подавляет и контролирует влечения”. Под этим он подразумевал, что человек не является жертвой своих собственных импульсов, а скорее способен направлять эти силы либо для собственного разрушения, либо он может использовать их для творческого самовыражения и роста.
Для Ранка основная борьба человека заключалась не в том, чтобы достичь здоровья или нормальности, а скорее в том, чтобы творчески выразить себя в наиболее подходящей для себя форме искусства, чтобы открыть и выражать свою собственную уникальность и неповторимость. Таким образом, терапевтическая задача заключалась в том, чтобы дать пациенту возможность взять на себя ответственность за свою собственную жизнь и творчески использовать ее в конкретной жизненной ситуации. Эта позиция близка современным экзистенциально-ориентированным психотерапевтам.
❗Две врожденные тенденции
Согласно теории личности Ранка в психике человека с раннего детства проявляются две тенденции: тенденция к слиянию (первичное состояние) и тенденция к автономности (последующее отделение). Тенденцию к слиянию можно увидеть в симбиотических отношениях между людьми, слияние вызывает страх смерти индивидуальности, в то время как тенденция к автономности, приводящая к сепарации и индивидуализации вызывает страх перед жизнью, так как в одиночку сложнее решать жизненные трудности и мириться с реальностью.
Ранк полагает, что рождение – это чрезвычайно травмирующий опыт, поскольку человек вынужден покинуть теплую, относительно стабильную обстановку материнского чрева, где все его нужды автоматически удовлетворяются, и перейти в гораздо более изменчивый, потенциально жестокий внешний мир, где в первый раз за все время своего существования человек сталкивается с тем, что реализация его желаний возможна далеко не всегда.
Человек страшится жизни, поскольку она неизбежно предполагает сепарацию, и он уже не может быть уверен в том, что случится в следующий момент, и ему приходится брать на себя все большую и большую ответственность за самого себя, в результате чего он чувствует себя все более и более одиноким.
Жизнь — это череда разных зависимостей-слияний и индивидуализаций-отделений. С самого рождения каждый из нас совершает акт сепарации. Первый акт — рождения-отделения от матери приносит много тревоги и страха. Второй акт отделения происходит когда грудь матери перестает кормить, и мать все меньше уделяет нам свое внимания. Мы учимся ходить, исследовать мир, общаться с другими людьми. Но в психологическом плане мы можем так не отделиться до конца.
Кроме этого в тяжелые моменты жизни, во время стресса нам хочется слиться с кем-либо. Каждый акт слияния таит в себе страх поглощения, каждый акт отделения — страх ответственности. Таким образом в психике может быть сильный конфликт между желанием быть отдельным, индивидуальностью и желанием быть в единении с окружающими людьми.
Александр Грибанов