Уровни построения движения
Своими исследованиями Н. А. Бернштейн (1896-1966) показал и доказал, что двигательная деятельность осуществляется не посредством рефлекторной дуги (как это считал Павлов и его последователи), а посредством так называемого рефлекторного кольца (благодаря наличию обратной связи). Это позволило Бернштейну построить обоснованную и доказанную теорию уровневого построения движений.
Основные идеи
1. В организации конкретного движения обычно участвует сразу несколько уровней: тот, на котором строится движение и все нижележащие. В каком-то смысле это похоже на войсковую операцию: общий ход её и задачи определяются на одном из уровней командования, в реализации операции обычно участвует этот уровень и нижележащие, заканчивая исполнителями (солдатами).
2. Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях (инициироваться разными уровнями), с разным качеством исполнения, но всё же одно и то же. Бег, например, может строиться на уровне C, D или E. В первом случае особенности бега почти не контролируются сознанием, в нём отражается простое «бегу» или «бегу туда-то». Во втором и третьем случаях контроль сознания за процессом бега значительно выше: контролируются конкретные особенности бега, связь с какими-то предметами (например футбольным мячом) или даже использование бега не для перемещения в пространстве, а для каких-то сложных задач (например тренер может изобразить своим бегом как бегает какой-то другой человек; в конце концов бегом можно — если очень захочется — даже передавать азбуку Морзе).
3. Уровни построения движения имеют «постоянное место прописки» в отдельных «слоях» центральной нервной системы, в которой выделяются уровни спинного мозга, продолговатого, подкорковых центров, коры. Каждый уровень связан со специфическими, филогенетически сложившимися моторными проявлениями, каждому уровню соответствует свой класс движений.
Уровень A
Уровень тонуса. Самый низкий и филогенетически самый древний (его корни надо искать в далёком прошлом, когда живое ещё только научилось двигаться). У человека он отвечает за тонус мышц. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, сообщающих таким образом о степени напряжения мышц. Типичное самостоятельное проявление этого уровня — дрожание тела от холода или от страха.
Уровень B
Уровень синергий. Принимая информацию с уровня A, а также «установки» с вышележащих уровней, этот уровень организует работу «временных ансамблей» (синергий). То есть основная задача этого уровня — координация напряжения отдельных мышц. Типичное самостоятельное проявление этого уровня — потягивания, непроизвольная мимика, простые рефлексы (например отдёргивание руки от горячего).
Уровень C
Уровень пространственного поля. Уровень C получает информацию от уровня B, «установки» от вышележащих уровней, а также — что весьма важно — собирает всю доступную информацию от органов чувств о внешнем пространстве. На этом уровне строятся простые, беспредметные движения в пространстве. Бег, размахивание руками — типичные самостоятельные проявления.
Уровень D
Уровень предметных действий. Локализация его находится уже в коре головного мозга. Он отвечает за организацию взаимодействия с предметами. В том числе на этом уровне в результате опыта откладываются представления об основных физических характеристиках окружающих предметов. Большое значение для функционирования этого уровня имеет понятие цели, то есть желательного положения предметов в итоге действия.
Уровень E
Уровень интеллектуальных двигательных актов. Наивысший уровень. К этому уровню относятся такие движения как речевые, письмо, символическая или кодированная речь. В каком-то смысле этот уровень можно было бы назвать «беспредметным», потому что в отличие от уровня D здесь движения определяются не предметным, а отвлечённым смыслом. Если, например, человек пишет записку своему знакомому, то физически он имеет контакт лишь с бумагой и карандашом, но та линия, которая образуется на бумаге, определяется целой плеядой отвлечённых смыслов: представлением об отсутствующем человеке, о его личностных особенностях, о целях и задачах в отношении этого человека, о возможности реализовать эти цели и задачи через письмо, а также другими смыслами.
Итак. Набираем в яндексе — рефлекторное кольцо Самойлова. Там моя статья. Понятие «рефлекторное кольцо» ввёл в обращение отнюдь не Бернштейн. К большому сожалению, до сих пор учение Павлова представляется каким-то убогим и ограниченным. Это не так. Ясно, что всегда присутствует диалектическое развитие каждого учения. В том числе и учения Павлова. Главное, что сам Павлов отлично понимал целостность всего живого организма, и не разбивал движение на разные уровни, как Бернштейн, вводя механицизм в чистом виде. Это совершенно неправильно и искажает физиологию человека. Даже при поддержании тонуса задействованы все высшие психические функции, но вот находятся они на уровне неосознанных действий. То есть, вне оперативного сознания человека. Тем самым разгружается некая область, позволяющая более оперативно оценивать окружающую информацию и принимает адекватные действия.
Нет никаких уровней. Сеченов же показал на лягушке с головой и без головы что это есть две большие разницы.