ТЕОРИЯ РАЗБИТЫХ ОКОН
Теории разбитых окон, была сформулирована Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.
Проведенные первые эксперименты в Голландии показали, что люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом «дурной пример» трактуется расширительно: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы.
В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой ужасное зрелище. Там совершалось более 1500 тяжких преступлений каждый день и 6-7 убийств в сутки. Вечером и ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рискованно ездить даже днем. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити. Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990 году, преступность резко пошла на спад. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.
Что произошло? Сработала «Теория разбитых окон». Человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. В то время в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. Многие считали это бесперспективной затеей. Но Ганн был настойчив: «Граффити — это символ краха системы. Нет смысла внедрять новые вагоны и технику, если мы не можем защитить их от вандализма». И Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый божий день. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.
В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за безбилетников. Почему? Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.
Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. В конце дня их сажали в полицейский автобус и везли в участок. Позднее Браттона назначили шефом полиции города. И он сразу занял принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Полиция арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах, кто кидал пустые бутылки, разрисовывал стены и т.п. Уровень городской преступности стал резко падать. Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Теория разбитых окон работает в любое время и в любом месте. Это еще одно доказательство того, что каждый человек влияет на общество и общество влияет на каждого человека в той или иной степени – все взаимосвязано. А что это значит?
Сила процессов социального влияния с тех пор демонстрировалась в многочисленных исследованиях. В 1971 году Филип Зимбардо провел знаменитый ныне эксперимент по социальной психологии тюремного заключения. Этот эксперимент, длившийся менее недели, демонстрирует устрашающую картину того, насколько человек зависит от навязанной ему роли, от отношения окружающих, от типа одежды и т. д. Можно только вообразить, что могло бы случиться, если бы в ходе эксперимента были применены мощные методы контроля сознания, да еще и в течение более длительного периода времени, как это делается в ходе вовлечения в культ.
Зимбардо научил меня самому важному и универсальному правилу социальной психологии — фундаментальной ошибке атрибуции: люди последовательно приписывают поведение других людей скорее чертам их характера (диспозициям), чем давлению окружающей среды. В Соединенных Штатах, где высоко ценится индивидуальность, люди обычно уверены, что они действуют, исходя из «своей идеи», а не потому, что на них повлияли внешние силы. Социальная психология продемонстрировала, что все мы находимся под глубоким влиянием окружающей среды. Это в природе человека — приспосабливаться к тому, что воспринимается как «правильное» поведение.