СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СРЕДОВЫХ ЭФФЕКТОВ
Как же исследователи, используя основные методы психогенетики, оценивают вклад среды в фенотипическую дисперсию? Основным методологическим статистическим инструментом, использованным в большинстве таких исследований, был метод анализа путей. Здесь мы рассмотрим несколько более прямых способов оценки вклада общесемейной и индивидуальной (внутрисемейной) средовых составляющих.
Прямой тест общей семейной среды может быть осуществлен в
рамках метода приемных детей. Почему, например, оцененная в детстве корреляция (т.е. сходство) общих познавательных способностей между сводными сиблингами (не являющимися генетическими родственниками, но растущими в одной семье) составляет 0,25? Ответ
очевиден: причина их сходства заключается в том, что они растут в
одной семье и, таким образом, испытывают общие семейные средовые влияния. Однако в подростничестве корреляция практически равна нулю, свидетельствуя о том, что в этом возрасте общая семейная
среда существенной роли, вероятнее всего, уже не играет. Корреляции сводных сиблингов по личностным признакам и большинству
психопатологических характеристик статистически не отличаются от
нуля, на каких бы возрастных этапах они ни оценивались. Эти результаты позволяют сформулировать гипотезу о том, что для таких признаков важны индивидуально-специфические, а не общесемейные
средовые влияния.
Подобно тому как метод приемных сиблингов дает возможность
оценить общесемейные средовые влияния, метод близнецов позволяет получить прямую оценку влияний индивидуальной среды. Поскольку
МЗ близнецы являются генетическими копиями друг друга и проживают в одной семье, воспитываясь в одинаковых общесемейных средовых условиях, различия между ними могут быть объяснены только влияниями неразделяемой ими, уникальной для каждого индивидуальной среды. Например, корреляция МЗ близнецов по показателям личностных опросников составляет в среднем около 0,45. Это означает, что их различия, т.е. остальные 55%, не могут быть объяснены семейной средой и, следовательно, возникают за счет влияний индивидуальной среды (как уже говорилось, вместе с ошибкой измерения). Подобные корреляции были получены и для большинства психопатологических характеристик: сходство МЗ близнецов относительно невысоко, что свидетельствует о значительной роли уникальной средовой составляющей.
Различия МЗ близнецов — консервативная оценка уникальной
среды, поскольку они часто создают свою специфическую близнецовую среду, как правило, увеличивающую их внутрипарное сходство; хотя подобная среда в принципе возможна и в парах разновозрастных сиблингов, но встречается она чрезвычайно редко. Например, корреляция МЗ близнецов по признаку общих познавательных способностей достаточно высока (0,85), поэтому на первый взгляд кажется, что индивидуальные средовые влияния здесь невелики (1 — 0,85 = 0,15).
Однако корреляция для ДЗ близнецов составляет примерно 0,60, а для
сиблингов (т.е. людей, имеющих, как и ДЗ близнецы, в среднем 50%
общих генов) — 0,40, позволяя предполагать, что специфическая
близнецовая среда, свойственная не только МЗ близнецам, составляет примерно 20% изменчивости по этому признаку (0,60 — 0,40 =
0,20). Соответственно, МЗ корреляция, в результате того, что она отражает влияние близнецовой среды, может быть завышена на 0,20.
Иными словами, примерно 1/3 часть фенотипической дисперсии по
признаку общих познавательных способностей объясняется вариативностью уникальной индивидуальной среды: 1 — (0,85 — 0,20) = 0,35.
Таким способом ученые получают количественную оценку значимости общесемейной и индивидуальной среды в формировании индивидуально-психологических различий. Сравнивая их применительно к разным психологическим чертам или разным возрастам, можно в общих чертах уяснить относительную эффективность этих средовых параметров. Однако необходимо сделать следующий шаг — психологически содержательно описать, выделить и измерить конкретные компоненты указанных типов сред. В психогенетических исследованиях это делается следующим образом.