Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
18 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

Сообщество HSO Talks предлагает взглянуть на тему паллиативной онкологии в контексте русской литературы. В…

Сообщество HSO Talks предлагает взглянуть на тему паллиативной онкологии в контексте русской литературы. В данной статье с позиций современной медицины разбирается болезнь героя повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Автор статьи убедителен в следующем своём мнении: в том, что главный персонаж данного произведения страдал онкологическим заболеванием.
Скажем честно, нас (носителей материалистического, атеистического мировоззрения) в данной медико-литературоведческой статье удивил следующий абзац, процитируем: «В повести «Смерть Ивана Ильича» герою приходится переживать одновременно и физическое, и ментальное, и духовное страдание. В современной медицине физическую боль мы научились облегчать, а вот специалистов, умеющих работать с остальными двумя аспектами, пока недостает даже в крупных городах.»
Как нам удалось узнать, применяемое командой HSO Talks понятие о «духовном страдании» восходит к психологической концепции Total Pain (см. также
https://sun9-20.userapi.com/impg/cHht3Tr31ZwB0sf6IQtfTfoqb_-5OwHWC9l3Ng/v3BrAP9crDA.jpg?size=1920×1225&quality=95&sign=b54d2a95e3f16cedf49f16b7f6502dd1&type=album ).
Приглашаем к обсуждению врачей, психологов, всех тех кто занимается паллиативной помощью, и вообще всех желающих. У нас возникает вопрос: имеет ли смысл отделять «духовное страдание» от страдания психологического? Имеет ли смысл «множить сущности», учитывая что приверженность доказательной медицине и научно обоснованным концепциям в психологии предполагает приверженность научному мировоззрению, основанному на материализме.
С другой стороны, в некоторых случаях, когда становится понятно что медицина (к сожалению) оказывается бессильна и человек скоро умрёт от онкозаболевания — то для многих врачей-атеистов (по нашему опыту) видится вполне допустимым использовать в качестве «обезболивающего» древние верования и предания о существовании загробной жизни и Божьей милости (как вариант — о последующих перерождениях).
И тут нельзя обойти вниманием следующее. Общепризнанные критерии того, что же представляет собой «духовность» — попросту отсутствуют. Все дают разные формулировки данного термина, и это довольно расплывчатые формулировки.
Даже в советском атеистическом государстве, как ни странно, вполне легально существовала концепция о духовности атеистов (советских людей), и формулировки того что же такое «духовность» — тоже были вполне расплывчаты. К примеру, см. статью
«Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике» ( https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-duhovno-nravstvennom-vospitanii-v-sovetskoy-pedagogike ).
Современные российские авторы дают следующие формулировки этого термина («духовность»): «В. С. Грехнев определяет категорию духовности, как наличную систему социально значимых мыслей, взглядов, идей, а также, как всякую деятельность (активность) людей по созданию, освоению и передаче этих мыслей и взглядов. Категория духовного, пишет автор, является и осознанием действительности, и способом воплощения, основанных на этих знаниях и оценках потребностей, интересов, целей, мотивов, установок в жизнь. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют духовность, как нравственный строй человека, его способность регулировать собственное поведение идеалами истины, добра и красоты. Н. В. Климова определяет духовность, как высшее проявление человеческой сущности, подчиненность человека высшему смыслу его бытия и преданность возвышенным идеалам» (https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11467/ ).
У западных исследователей-гуманитариев «духовность» понимается в самом широком смысле как «жизнь, проживаемая в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы, образы, заимствованные из иных культурных и религиозных контекстов, а также любые другие символы, которые человек считает для себя значимыми». https://vk.cc/ccdPsK

#hsot_palliative #hsot_communication

Чуть менее месяца назад мы запустили [https://vk.com/@hsotalks-palliativnaya-saga-vvedenie|»Паллиативную сагу»], призванную раскрыть для наших читателей такое сложное, разнообразное и безумно важное направление, как паллиативная онкология.

Сегодня мы предлагаем взглянуть на паллиатив немного с другой стороны — в контексте классической литературы. И для этого мы задействовали нашу (пора признаться) любимую рубрику — «Литературный консилиум»! В ней мы разбираем культовые книги, фильмы и произведения искусства как с точки зрения медицины, так и с точки зрения нашего личного опыта.

Сегодняшний герой — «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого. Разбираемся в революционном произведении, описавшем все стадии умирания, вместе с [id32293878|Полиной Наймушиной].

Культурный консилиум: «Смерть Ивана Ильича»

https://m.vk.com/@hsotalks-kulturnyi-konsilium-smert-ivana-ilicha

Article




2 мнения к “Сообщество HSO Talks предлагает взглянуть на тему паллиативной онкологии в контексте русской литературы. В…

  1. Administrator

    Приглашаем к обсуждению врачей, психологов, всех тех кто занимается паллиативной помощью, и вообще всех желающих. У нас возникает вопрос: имеет ли смысл отделять «духовное страдание» от страдания психологического? Имеет ли смысл «множить сущности», учитывая что приверженность доказательной медицине и научно обоснованным концепциям в психологии предполагает приверженность научному мировоззрению, основанному на материализме.
    С другой стороны, в некоторых случаях, когда становится понятно что медицина (к сожалению) оказывается бессильна и человек скоро умрёт от онкозаболевания — то для многих врачей-атеистов (по нашему опыту) видится вполне допустимым использовать в качестве «обезболивающего» древние верования и предания о существовании загробной жизни и Божьей милости (как вариант — о последующих перерождениях).

    И тут нельзя обойти вниманием следующее. Общепризнанные критерии того, что же представляет собой «духовность» — попросту отсутствуют. Все дают разные формулировки данного термина, и это довольно расплывчатые формулировки.
    Даже в советском атеистическом государстве, как ни странно, вполне легально существовала концепция о духовности атеистов (советских людей), и формулировки того что же такое «духовность» — тоже были вполне расплывчаты. К примеру, см. статью
    «Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике» ( https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-duhovno-nravstvennom-vospitanii-v-sovetskoy-pedagogike ).
    Современные российские авторы дают следующие формулировки этого термина («духовность»): «В. С. Грехнев определяет категорию духовности, как наличную систему социально значимых мыслей, взглядов, идей, а также, как всякую деятельность (активность) людей по созданию, освоению и передаче этих мыслей и взглядов. Категория духовного, пишет автор, является и осознанием действительности, и способом воплощения, основанных на этих знаниях и оценках потребностей, интересов, целей, мотивов, установок в жизнь. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют духовность, как нравственный строй человека, его способность регулировать собственное поведение идеалами истины, добра и красоты. Н. В. Климова определяет духовность, как высшее проявление человеческой сущности, подчиненность человека высшему смыслу его бытия и преданность возвышенным идеалам» (https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11467/ ).
    У западных исследователей-гуманитариев «духовность» понимается в самом широком смысле как «жизнь, проживаемая в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы, образы, заимствованные из иных культурных и религиозных контекстов, а также любые другие символы, которые человек считает для себя значимыми». При этом западными авторами обращается внимание на отсутствие тождества между духовностью и религиозностью.
    (см. Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2011. — № 1. — С. 127—134.
    https://www.academia.edu/5255613/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8._%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2011_1_%D1%81._127-134 ).

    Напомним. Сообщество HSO Talks https://vk.com/hsotalks фактически является одним из «ответвлений» Высшей школы онкологии и занимается созданием образовательных материалов в сфере онкологии для студентов, ординаторов и практикующих врачей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика