Словарь йоги. Випарьяя
Всё происходящее с человеком и в мире вокруг имеет нейтральную природу. Примером этому может служить то, как одно и то же явление или объект в разных обстоятельствах могут иметь как позитивный, так и негативный характер. Всё обуславливается восприятием того, кто переживает то или иное событие. На восприятие реальности влияют так называемые «вритти» — колебания ума, о которых Патанджали пишет в йога-сутрах. Всего типов вритти пять. Об этом Патанджали пишет в сутре шестой главы первой: правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и воспоминания. Один из типов вритти – Випарьяя – ложное знание.
В переводе с санскрита «випарьяя» означает «ложное знание» или «неправильное знание». Понятие «Випарьяя» Патанджали раскрывает в сутре восьмой главы первой. В переводе А. Бейли сутра звучит так: «Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия». То есть при таком восприятии человек за формой не видит сути. Происходит такое ложное восприятие по причине наложения проекций ума, сформированных предыдущим опытом. Более объёмно это понятие раскрывает версия перевода Кришнамачарьи: «Превратное понимание – это такое понимание, которое воспринимается как правильное до тех пор, пока благоприятные условия не откроют истинную природу объекта». Эта версия перевода даёт более полное понимание того, что такое Випарьяя.
Ложное восприятие – искажение, основанное на неверно интерпретируемой информации, которая поступает из органов чувств. В отличие от Викальпы – фантазии, которая не имеет под собой реального объекта, а является лишь сочетанием зачастую несовместимых между собой впечатлений прошлого, Випарьяя имеет в своей основе восприятие реально существующего объекта, но восприятие это искажается проекцией ума. Можно привести пример с тёмной комнатой, на полу которой лежит верёвка. Человек, видя верёвку на полу в полумраке комнаты, может принять её за змею, ведь при плохом освещении силуэт верёвки и змеи похожи между собой. Это яркий пример такого явления, как Випарьяя. И как заметил Кришнамачарья в своей версии перевода: «… до тех пор, пока благоприятные условия не откроют истинную природу объекта». Возвращаемся к примеру с тёмной комнатой: если в этой комнате включить свет, то неправильное восприятие сразу же развеется, – человек увидит, что на полу не змея, а просто верёвка.
По какой же причине происходит Випарьяя? Почему в полумраке комнаты верёвка воспринимается как змея? Силуэты обоих объектов похожи, и человек вполне мог бы предположить, что верёвка и является верёвкой. По причине недостатка или искажения информации, поступившей в данном случае от органов чувств, у человека есть два варианта восприятия данного объекта. Но ум выбирает вариант восприятия объекта как змеи. Это обусловлено самскарами – кармическими отпечатками, которые являются хранилищем кармы и прошлого опыта.
Вполне возможно, что в этой жизни человек был когда-то напуган змеёй или же, к примеру, в одной из прошлых жизней умер от укуса змеи. Второе также не менее вероятно. В процессе смерти образовываются одни из самых глубоких отпечатков в уме, которые будут проявляться в будущем рождении. И, возможно, по этой причине возникла в данном случае Випарьяя – восприятие верёвки как змеи.
В переводе этой сутры версии Фалькова говорится: «Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, не соотносящихся с действительностью». Эта версия перевода как раз таки указывает на то, что причиной Випарьяи является неправильная работа ума, точнее, искажённая интерпретация тех или иных событий и явлений. Ещё один яркий пример Випарьяи – это психические расстройства. Это наиболее тяжёлый случай Випарьяи, когда ум человека сильно искажает реальность, и чаще всего присутствует стойкая убеждённость в верности своего восприятия. Никакие аргументы, которые, казалось бы, вполне логичны и указывают на то, что человек заблуждается, не действуют. Точнее, они даже не поступают на рассмотрение человеком.
Воздействие самскар на ум человека в данном случае настолько мощное, а кармические отпечатки являются настолько глубокими, что человек может не видеть очевидных своих заблуждений. Наиболее тяжёлой формой Випарьяи в виде психического заболевания являются бредовые расстройства персекуторного характера. Человек твёрдо убеждён, что некие лица или существа преследуют его с целью причинить вред, и переубедить человека в этом нет никакой возможности. Это один из тяжёлых случаев Випарьяи, который чаще всего сохраняется в течение всего воплощения человека, а может проявиться даже и в будущих воплощениях.
Однако в большинстве случаев Випарьяя – это лишь временные заблуждения человека, которые основаны на неверном восприятии реальности по причине недостатка той или иной информации или искажений ума. Следует различать Випарьяю и Авидью. Авидья – это базовое неведение относительно мироустройства, своего «Я» и так далее. К примеру, неверие в закон кармы, реинкарнацию и так далее — это Авидья. Такие заблуждения, как правило, очень трудно поддаются корректировке извне. Более того, даже если человек узнал о бессмертии души и поверил в это, Авидья относительно Эго может сохраняться, если не прилагать усилий к тому, чтобы осознать своё истинное «Я». Чего нельзя сказать про Випарьяю, которая может исчезать сама по себе, когда у человека появляется достаточно информации об объекте или явлении.