Словарь йоги. Пуруша
Пуруша — мужской аспект творения Вселенной. Это изначальное чистое сознание мироздания, которое созерцает женский аспект — Пракрити. Пуруша при взаимодействии с Пракрити и под воздействием гун начинает создавать материальную вселенную. Пуруша в своём изначальном состоянии находится вне влияния гун. Это состояние называется «Ниргуна».
«Пуруша» в переводе с санскрита означает ‘дух’. В «Йога-сутрах» Патанджали Пуруша представляется как изначальное чистое сознание живого существа, достижение которого и является целью йоги. В данном случае не совсем корректно говорить об обретении этого состояния как о достижении чего-либо. Изначальная природа живого существа это не то, чего можно достичь или чего достичь нельзя. Это изначальное состояние сознания уже присутствует в каждом, и лишь под влиянием гун и индивидуальной кармы каждого живого существа создаётся иллюзия Эго.
В главе первой Патанджали раскрывает суть йоги и описывает то, что происходит после того, как все Вритти ума устранены. Это описывается в сутре третьей первой главы. В переводе этой сутры версии Свами Вивекананды сказано: «В это время (в период сосредоточения) наблюдатель (Пуруша) пребывает в собственном (неизменённом) состоянии». Интересную трактовку этой сутры предлагает Кришнамачарья: «Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно».
Если соотнести обе эти версии перевода, то можно прийти к выводу, что когда йог достигает изначального состояния сознания, он способен видеть реальность такой, какая она есть. В версии перевода этой сутры Свенссона сказано: «Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе». То есть познаёт своё истинное Я. Об отличии этого состояния от того, в каком пребывает живое существо, находясь в невежестве, написано в сутре 4 этой главы.
В версии перевода А. Бейли она звучит так: «До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями». Таким образом, до достижения состояния йоги, Пуруша отождествляет себя с накопленными самскарами и порождёнными ими Вритти ума.
О том, как взаимодействуют ум и Пуруша подробно описано в сутре 35 главы третьей. В версии перевода Кришнамачарьи она звучит так: «Разум, который изменяется, и Воспринимающий, который не изменяется, схожи, но имеют разный и различимый характер. Когда разум направлен вовне и машинально реагирует на объекты, возникает либо удовольствие, либо боль. Однако когда в определённый момент индивидуум начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, разум отсоединяется от внешних объектов, а тогда возрастает понимание самого Воспринимающего».
Таким образом, ум, обусловленный ранее накопленной кармой, вынужден реагировать на объекты с чувством либо привязанности, либо неприязни. И когда ум привязан к внешним объектам, привязанность или неприязнь возникают постоянно. Если же человек начинает отслеживать эти проекции, которые обусловленный самскарами ум накладывает на внешние объекты, только тогда проявляется природа Пуруши и возникает возможность обрести чистое восприятие, без проекций ума. В переводе этой сутры Е. Островской и В. Рудого сказано: «При размышлении о различении чистого сознания и интеллекта, которые совершенно различны, придёт понимание состояния безграничности».
Речь опять-таки о том, что после разотождествления Читты и Пуруши обретается состояние свободы от обусловленности материального мира, или так называемая «Кайвалья» — Освобождение.
О плодах этого состояния описанного в сутре 3.35 сказано далее, в сутре 36 этой же главы. В версии перевода А. Бейли сказано: «В результате этого опыта и медитации развиваются высшее слышание, осязание, зрение, вкус и обоняние, производя интуитивное знание». В данной сутре речь идёт о так называемых сиддхах — мистических сверхспособностях, которые зачастую обретают йоги по мере практики. Однако, это весьма опасные проявления и являются искушением на пути к Самадхи. Об этом сказано в сутре 37 этой же главы.
В версии перевода А.Бейли сказано: «Эти силы представляют препятствие к высшему духовному знанию, но служат магическими силами в вещественных мирах». Более подробно об обретаемых йогом сиддхах написано в последующих сутрах этой главы.
Таким образом, Пуруша — это дух, изначальное сознание Вселенной, которое также проявлено в каждом живом существе. Пуруша является наблюдателем, созерцающим, воспринимающим и так далее. Состояние йоги — связи с высшим, — основанное на однонаправленности ума, позволяет разотождествить Читту и Пурушу.
Об их различной природе сказано в версии перевода Свами Сатьянанды Сарасвати сутры 3.35: «Читта и Пуруша принципиально различны…». Но теоретического понимания этого недостаточно. Чтобы обрести это знание на практике, следует, как сказано в сутре 3.35, исследовать природу связи между Пурушей и самим восприятием. Это позволяет познать природу Пуруши и воспринимать окружающий мир без проекций ума, обусловленного накопленной кармой. Это состояние приводит к Самадхи в случае, если йог не соблазняется проявляющимися сиддхами.