Словарь йоги. Майя
Пустота — суть вещей. Это не только версия некоторых восточных религиозных учений, это — научный факт. С точки зрения физики всё состоит из пустоты. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Всё состоит из пустоты, а форма — сгущённая пустота». То же самое мы можем прочитать и в буддийских сутрах. В популярной сутре буддизма Махаяны «Сутра Сердца» сказано следующее: «Форма есть пустота, а пустота есть форма». В писаниях палийского канона встречается и прямое указание Будды Шакьямуни относительно такого явления, как пустота: «Как на пустоту взирай на этот мир. Владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир».
Идею пустотности вещей и явлений в последствии развил авторитетный буддийский учитель Нагарджуна. Он предостерегал своих учеников от следования убеждению о том, что «ничего нет», назвав это такой же крайностью, как и пребывание в иллюзии того, что вещи существуют такими, какими мы привыкли их видеть. Нагарджуна призывал следовать срединному пути и смотреть на вещи как на существующие, но состоящие из пустоты. Под «пустотностью» в буддизме понимается отсутствие постоянной неизменной независимой природы у вещей и явлений. То есть, говоря о том, что тот или иной объект или явление является пустым, имеется ввиду, что он обладает природой непостоянства, переменчивости и взаимозависимости с окружающим миром.
Сколько бы мы ни рассуждали о том, что всё состоит из пустоты, даже несмотря на то, что это подтверждает физика, вещи и явления продолжают существовать, обладают вполне плотной субстанцией, а алхимический принцип «то, что вверху, аналогично тому, что внизу» мало кому понятен и кажется неприменимым в реальной жизни. Именно поэтому средневековые алхимики тратили всю свою жизнь, чтобы понять всего несколько строк, которые написаны на «Изумрудной Скрижали». Причина этому — иллюзия.
«Майя» в переводе с санскрита означает ‘иллюзия’ или ‘видимость’. Майя — это определённая энергия, которая скрывает от нас единство всего сущего и истинную природу вещей. С точки зрения ведической философии именно Майя не позволяет нам видеть вещи такими, какие они есть. Если сравнивать эту точку зрения с мнением физиков, то можно проследить некоторые параллели. С точки зрения физики мы видим объекты прочными и плотными, несмотря на то, что они состоят из пустоты, только благодаря взаимодействию атомов между собой. Связи между атомами, основанные на притяжении и отталкивании создают прочную структуру объекта. То есть, опять-таки, некая энергия, которая действует между атомами, создаёт иллюзию существования плотных и твёрдых объектов. Если провести аналогию, можно предположить, что именно эту энергию в Ведах и называют Майей, а взаимодействие между атомами — это её проявление на физическом уровне. Так или иначе, возможность видеть истинную суть вещей открывается после того, как практик выйдет из-под влияния Майи.
Как описать Майю простыми словами? Можно представить себе яркое солнце в ясный летний полдень. И вдруг — набегают тучи и скрывают это солнце. Тучи можно сравнить с Майей — они скрывают от человека сияние солнца. А теперь представим, что человек родился в городе, где облака всегда висят в небе, и о существовании солнца такой человек даже не будет подозревать, а если же ему о нём рассказать — он будет воспринимать это лишь как теорию. Именно поэтому опыт выхода из-под влияния Майи невозможно передать на словах или описать в книге. Точно так же, как невозможно описать слепому красоту предзакатных пейзажей.
Причиной майи является авидья — невежество. Впрочем, сложно сказать, что в данном случае является первопричиной. Майя порождает авидью в умах живых существ, или же умы, подверженные авидье, сами создают для себя майю.
В йога-сутрах Патанджали описывается явление авидьи, порождаемое майей (или же порождающее майю). В V сутре 2-й главы Патанджали описывает авидью. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Авидья — это когда путают постоянное, чистое, полное блаженства и „Я“ с тем, что непостоянно, нечисто, болезненно и „не-Я“». В этом и есть проявление майи — ложное принимается как истинное. И важно понимать, что даже теоретическое понимание того, что является истинным, а что ложным, не является полным разрушением авидьи и выходом из-под власти Майи. К примеру, теоретическое понимание того, что тело временно, а душа вечна и что истинная сущность человека — это бессмертная вечная душа, вовсе не говорит о том, что человек вышел из под власти Майи, потому что на глубинном уровне, в уме его, по-прежнему существуют заблуждения относительно этого, и самовнушением эти заблуждения не разрушаются. Лишь переживание духовного опыта, которое подтверждает тот факт, что истинное «Я» человека — это не тело и даже не ум, можно считать разрушением оков Майи.
Майю часто сравнивают с облаками, плывущими по небу или с пузырями на воде. Очень точное сравнение, ведь Майя постоянно меняет маски, краски, образы. Всё переменчиво в этом мире, и переменчивость эта обуславливается именно воздействием Майи. И равностное восприятие ведёт к выходу из-под власти Майи и осознанию того, что ни один объект или явление не обладает постоянной, независимой, неизменной природой. Проще говоря, всё, что проявлено в мире, является той или иной формой сознания – грубой или тонкой. И только по причине Майи создаётся иллюзия разнообразия и так называемое двойственное восприятие — разделение всех вещей и явлений на хорошие/плохие, приятные/неприятные, полезные/вредные, опасные/безопасные и так далее.