тибет,
Свобода. В современном мире существует множество трактовок этого понятия. Свобода может быть на экономическом уровне, ментальном, материальном, духовном и так далее. В большинстве случаев, когда речь идёт о свободе, подразумевается возможность получать желаемое без каких-либо ограничений и действовать так, как конкретный индивидуум считает нужным. И в этом случае свобода индивидуума определяется границами его желаний и фантазии. И поскольку ни одно желание невозможно удовлетворить в полной мере (либо по причине нехватки ресурсов, либо по причине ограниченности восприятия органов чувств), такая свобода является весьма иллюзорной.
Что же такое Освобождение, о котором там много говорится в различных направлениях йоги и дхармических религиях? Патанджали в своём философском трактате полностью раскрывает это понятие не с материальной, а с трансцендентной точки зрения.
«Кайвалья» в переводе с санскрита означает `одиночество` или `совершенство`. В «Йога-сутрах» Патанджали под термином «Кайвалья» понимается Освобождение. Оба дословных перевода этого слова как нельзя лучше раскрывают смысл понятия «Кайвалья». Одиночество, то есть непривязанность к чему-либо или к кому-либо, самодостаточность. И совершенство, то есть полное раскрытие своего духовного потенциала и реализация своего предназначения как разумного существа.
В «Йога-сутрах» Патанджали понятию «Кайвалья» посвящена целая глава — Кайвалья-пада. Название главы переводится как `Об абсолютном Освобождении`.
Краткое пояснение того, что такое Кайвалья, Патанджали даёт в самом конце главы, подытоживая вышесказанное. В сутре 34.1-3 в версии перевода А. Ригина сказано: «Кайвалья и Нирвана полностью тождественны. Кайвалья — состояние сущности Пуруши. Кайвалья — видение Пуруши во всей Вселенной и всей Вселенной в Пуруше».
Пуруша означает дух. А Нирвана означает отсутствие всех видов страданий, дословно — «неволнение». Таким образом, Патанджали указывает на то, что Кайвалья — это, во-первых, прекращение всех видов страданий, во-вторых, изначальное состояние Пуруши и, в-третьих, Кайвалья — состояние недвойственности, когда для достигшего этого состояния Пуруша становится виден во всём.
О том, как достигается Кайвалья, Патанджали пишет в предыдущей сутре — 33-й. В версии перевода А. Бейли сказано: «Состояние уединённого единства становится возможным, когда три качества материи (три гуны, или три силы природы) более не имеют никакой власти над Я. Чистое духовное сознание удаляется в Единое».
Таким образом, Кайвалья наступает при достижении состояния «Ниргуна» — выход из-под влияния гун (качеств материальной природы). Этому предшествует то, что описано в сутре 24 этой главы. В версии перевода Свами Вивекананды она звучит так: «Научившийся различать более не воспринимает ум как Атман». Дальнейшее продвижение по пути к Кайвалье осуществляется с помощью совершенства в непривязанности.
Об этом Патанджали пишет в сутре 28. В версии перевода А. Бейли она звучит так: «Человек, который развивает непривязанность даже в своём стремлении к просветлению и уединённому единству, в конце концов становится осведомлённым об осеняющем облаке духовного знания». В других, более дословных версиях переводов, это состояние определяется как состояние Самадхи под названием «Облако добродетели».
О плодах этого состояния написано в следующей 29 сутре этой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Когда эта стадия достигнута, тогда помехи и карма преодолеваются». Таким образом, достижение состояния Самадхи разрушает оковы кармы, а именно самскары (кармическое отпечатки), являющиеся той призмой, через которую человек искажённо воспринимает реальность. Разрушение оков кармы приводит к чистому восприятию реальности, без привязанности и неприязни, которые обусловлены самскарами.
О состоянии сознания того, кто достиг Самадхи, Патанджали пишет немного раньше, в сутре шестой этой же главы. В версии перевода Свами Вивекананды она звучит так: «Лишь та Читта свободна от желаний, которая достигла Самадхи». О том, что происходит после достижения Кайвальи написано в сутре седьмой этой же главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Деятельность освобождённой души свободна от пар противоположностей. Деятельность других людей бывает трёх видов». В этой сутре речь идёт о накоплении кармы. И говорится, что освобождённая душа не накапливает ни хорошей, ни плохой, ни нейтральной кармы.
Примерно такая же концепция более подробно рассматривается в «Бхагавад-гите». В стихе 20 главы четвёртой сказано: «Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворённый и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится, не покладая рук».
Таким образом, по Патанджали Кайвалья является конечной целью йоги. Кайвалья достигается с помощью Дхьяны, которая приводит к состоянию Самадхи.