Словарь йоги. Аватара
Сегодня существует множество различных религий, каждая из которых была основана великой личностью. Точнее, это не совсем корректно сказано. Скорее, последователи того или иного учителя начинали образовывать ту или иную статичную систему, систематизируя учение. И это часто сопряжено с различными искажениями, поэтому часто присутствует разделение, к примеру, между буддизмом и учением Будды.
Мало кто знает, но изначальное учение Будды смешалось с различными традициями и верованиями тех территорий, где зародился буддизм. И такой процесс переживало практически любое учение — оно адаптировалось под местные традиции и трансформировалось в течение времени. В процессе этого терялась конкретика и чистота сказанного учителем. Кем же были эти учителя, которые стали истоками мировых религий?
В ведической философии широко распространён такой термин, как «Аватара». В переводе с санскрита он означает ‘нисхождение’, ‘воплощение’ или ‘явление’. Перевод говорит сам за себя. Аватара — это проявление Бога в той или иной форме с целью дать людям знания, либо же реализовать некий божественный замысел. И истоком всех мировых религий являются такие боговоплощения.
Аватары — воплощения Богов
Так как термин Аватара является частью ведической философии, то чаще всего он рассматривается в контексте воплощений верховного божества в индуизме — Вишну. Здесь следует рассмотреть ещё один термин — «Дашаватара» — так называются десять основных воплощений Вишну. Четыре из них явились в эпоху Сатья-юги: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха. В этих четырёх воплощениях Вишну представал в образе животных: рыбы, черепахи, вепря и человекольва соответственно.
Ещё три воплощения Вишну было в Трета-юге: Вамана, Парашурама и непосредственно Рама — легендарный герой «Рамаяны», одолевший демона Равану. Восьмым воплощением стал небезызвестный Кришна, который последователями гаудья-вайшнавизма считается изначальной формой Бога. Так, согласно версии некоторых направлений вайшнавизма, все аватары являются формами воплощения Кришны, и лишь однажды он пришёл в своём истинном обличье — во времена, описанные в «Махабхарате», и дал людям учение о вечной душе.
Будущим же воплощением Вишну, который явится в конце Кали-юги, считается Калки, что в переводе с санскрита означает ‘вечность’, более символичный перевод — ‘разрушитель порока’.
Список этих десяти воплощений можно встретить в «Гаруда-пуране», большая часть этих воплощений названа «лила-аватарами». В ведической философии под термином «лила» принято понимать трансцендентные игры Бога.
Там же, в «Гаруда-пуране», дано и предсказание о появлении Калки, который явится в конце Кали-юги, а именно через 427 000 лет. Именно его приход будет завершением цикла развития Вселенной.
В «Бхагавата-пуране» описываются 22 воплощения Вишну. В этом списке присутствуют все воплощения, описанные выше, но добавлены и ещё некоторые ключевые персонажи, такие как, к примеру, Вьяса — автор Вед, Рамачандра — царь Айходьи, Баларама — брат Кришны и некоторые другие.
Последователями гаудья-вайшнавизма также к числу воплощений Вишну причисляется и святой Чайтанья Махапрабху, который в данной традиции считается одновременным воплощением Радхи и Кришны — женской и мужской ипостасей Бога. В некоторых направлениях вайшнавизма Нараяна и Кришна не признаются как Аватары Вишну, а считаются иными формами Бога и почитаются отдельно.
Примеры аватаров
Помимо описанных выше Аватар, существуют также и другие разновидности воплощений: пуруша-аватары — воплощения Вишну или Кришны в других Вселенных, Гуна-аватары: Брахма, Вишну и Шива, которые управляют гунами — качествами материальной природы.
Отдельно стоит рассмотреть такие понятия, как шактьявеша-аватара и авеша-аватара. Шактьявеша-аватара, или сакшат-аватара, — это непосредственное, прямое воплощение Вишну для реализации того или иного сценария. Авеша-аватара — это «косвенная» аватара, так называют святого, который, будучи уже освобождённой душой, наделяется особыми «полномочиями» свыше и воплощается с некоей миссией.
В шри-вайшнавизме также есть разделение воплощений на Пурна-аватары и Амшарупааватары. В первом случае это, опять-таки, прямые воплощения Вишну, в которых он проявляет все свои качества. К таким воплощениям последователи шри-вайшнавизма относят Кришну и Раму. Во втором же случае это неполные воплощения Вишну, в которых он проявляет лишь некоторые из своих качеств. К таким воплощениям относят первые пять из десяти основных Аватар.
Также к Аватарам принято относить и других святых, которые не имеют прямого отношения к религиозным течениям индуизма: Будду, Иисуса Христоса, Заратустру, Мехера Бабу, Сатью Саи Бабу и других.
Таким образом, Аватара — это воплощение Бога, которое нисходит на землю, чтобы дать людям знания, либо же реализовать какой-либо сценарий Лилы — божественной игры. Независимо от традиций и религий, любого святого или учителя, который дал людям знания, можно считать таким воплощением.