СИМУЛЯКР И МАТРИЦА
В первой части культовой трилогии «матрица» персонаж по имени Томас (Нео) в один из начальных моментов развития сюжета открывает на главе «О нигилизме» книгу «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра. Книга являет собой особую нишу, схрон для создания компьютерных программ, которые Нео сбывает на черном рынке.
Как мы помним по фабуле кинофильма, в предыстории эпохи «матрицы» компьютерные технологии достигли уровня искусственного разума. Вскоре он получил почти полный контроль над человеческим обществом. Протест людей был выражен посредством ядерного взрыва. В результате компьютер стал использовать самих людей в качестве источника энергии.
Люди рождались, росли и умирали в специальных коконах, им внутривенно вводились питательные вещества, их тела выделяли тепло и электрохимические импульсы, обеспечивая своего хозяина энергией.
Чтобы как можно дольше сохранять людей живым компьютер создал программу, названную матрицей. Это своего рода виртуальный мир, представляющий собой точную сенсорную копию конца земного 20 века. Каждый индивид воспринимал себя живущим полноценной жизнью где-то на Земле конца прошлого столетия, в то время как в реальности его жизнь протекала внутри кокона.
Благодаря Бодрийяру, симулякр понимается как «копия, оригинал которой безвозвратно утерян». Данный термин точно описывет сущность «матрицы». По сюжету фильма действие происходит в далеком будущем. Реальный мир представляет собой ядерную пустошь, жизнь возможна только глубоко под землей. Люди проживают жизнь в симулякре, который является их собственной реальности.
Согласно Бодрийяру, создание такого типа псевдо-реальности является новым шагом развития современного общества.
Сегодня симуляция настолько широкомасштабна, что она заставляет совпасть все реальное с моделями симуляции. При этом исчезает самое существенное – различие между симуляцией и реальным. Таким образом, не останется места для метафизики. Нет больше ни сущности и явления, ни реального и его концепта.
По убеждению Бодрийяра, современный человек безоговорочно и тотально порабощен существующей системой. Возможный его шаг – готовность пожертвовать личной безопасности ради свободы.
Благодаря Бодрийяру, симулякр понимается как «копия, оригинал которой безвозвратно утерян». Данный термин точно описывает сущность «матрицы». Бодрийяр утверждает, что фантастика приняла новое направление, которое «призвано собрать воедино децентрированные ситуации, модели симуляции и придать им ощущение реального, банального, жизненного опыта, заново выдумать реальное как фикцию — именно потому, что оно исчезло из нашей
жизни.
Конструируется некая галлюцинация реального, пережитого опыта, повседневного, но реконструированного вплоть до подозрительно незнакомых подробностей». Подобным образом мир «матрицы» явил собой «модель симуляции», дающей
ощущение реальности, созданной с целью низведения человека до функциональности энергетической «батарейки» — источника, питающего систему, от которой зависит его существование.
В конце киноленты Нео полностью осознает
свою человеческую идентичность и силу автономии, которой он обладает внутри «матрицы». Ка к нам хочется верить, герой сокрушает программу, творящую иллюзию реальности. Тем не менее в мире,
изображенном в фильме, миллионы людей остаются в своих коконах, не сознавая своего действительного состояния, не готовые к встрече с реальным миром.
Единственным выходом из ситуации могло бы
стать восстановление человеческого контроля над искусственным разумом. С учетом того, что подавляющее большинство людей абсолютно не готово пробудиться, это станет их немедленной гибелью. Оправдано ли будет такое восстание людей, вновь
обретших себя, в закрытых глазах остального, «спящего» человечества?
Хотя при этом предоставление системе возможности функционировать в подобном
режиме в дальнейшем также недопустимо.
В сюжет е киноленты, когда Не о полностью осознал свою способность контролировать матрицу, он проник в тело Агента и взорвал его изнутри. Как пишет Бодрийяр, терроризм обычно терпит неудачу, поскольку он атакует систему извне, подвергая опасности тех, кто находится внутри нее. Это восстание во имя человечества не только морально неприемлемо, но и обречено на провал.
А. Грицанов — Мыслители 20 столетия: Жан Бодрийяр»