Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
23 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

Религиозные онейроидные состояния у больных шизофренией "Они были убеждены,…

Религиозные онейроидные состояния у больных шизофренией
«Они были убеждены, что умерли, попали на «мытарства», что вечно будут испытывать муки, страдать за все человечество или навечно попали в ад…Были убеждены, что видели святых или Бога, который представлялся в виде старца в белой одежде…»

Доклад, прозвучавший на Первой Московской Международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия» ( 20-21 апреля 2017 года ) psychiatr.ru
Автор: Алексеева А.Г., Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования МЗ РФ e-mail: а[email protected]
#психиатрия #религия

Цель исследования: изучение клинико-
психопатологических особенностей онейроидно-кататонических состояний с религиозным содержанием при шизофрении.
Материалы и методы: Обследовано 68 пациентов (25 мужчин и 43 женщин) в возрасте от 18 до 54 лет (средний возраст — 31,3 года). Состояние больных определялось картиной онейроидной кататонии с наличием признаков помраченного

сознания по К.Jaspers. По МКБ-10 диагностическая оценка
соответствовала рубрикам шизофрении — F20, F23. В работе были использованы клинико-психопатологический и статистический методы исследования.
Результаты и обсуждения: Анализ религиозного содержания онейроидных расстройств, их структуры, механизмов и динамики формирования был проведен на основании клинико-психопатологических и клиникотипологических характеристик данных нарушений. В настоящем исследовании было отмечено, что среди больных с онейроидно-кататоническими приступами религиозная тематика являлась преобладающей вне зависимости от пола и возраста, социального статуса. Процент больных с религиозным онейроидом среди всего изученного материала составил почти половину — 44% (30 наблюдений). Данные состояния встречались как у пациентов, имевших религиозное мировоззрение до наступления заболевания, так и у неверующих больных. Наиболее ярко имеющиеся особенности религиозных переживаний отражает дифференциация онейроиднокататонических состояний с точки зрения полюса аффекта, которое впервые было предложено Фавориной B.H. (1956). Важно отметить, что в своих работах автор не касалась напрямую религиозной тематики; ею было выделено лишь два варианта онейроида в зависимости от аффективной окраски фантастических переживаний — экспансивный и депрессивный.
Клиническая картина религиозного онейроиднокататонического состояния у больных с депрессивным переживаниями касалась сюжета пребывания в аду и/или конца света. Больные описывали возникающие видения как устрашающие «ожившие сновидения или грёзы». На первых этапах больные описывали возникновение ощущения перемещения, движения, полета или чувства «погружения в темное неизведанное пространство». Им казалось, что «свет исчезает». Больные были убеждены, что «душа отделяется от тела» и двигается по тоннелю. У некоторых из них появлялось чувство, как «их тело куда-то тянет», как они «проваливаются в небытие». У небольшого числа больных возникало ощущение, что и все окружающее их пространство (например, квартира вместе с мебелью, близкими и родными) погружается во тьму. Некоторые описывали свое состояние как «утрату сознания». Больные рассказывали, что появление ощущения «кромешной тьмы вокруг» сопровождалось сильнейшим чувством страха. Таким образом, больные внезапно понимали, что оказались «на том свете» — в аду.
Дальнейшие переживаниях больных были подобны «видениям наяву», причем в большинстве случаев при этом отсутствовало восприятие реальной окружающей обстановки. Больные описывали, что видели множество комнат с чудовищами, которые представляли собой «что-то среднее между чертями и людьми»; им казалось, что темные помещения были заполнены множеством уродливых людей, у которых в руках находились ножи, пилы, ножницы; их также окружали «черти, демоны, дикие звери» и даже дьявол в виде громадной черной фигурой с рогами.
Если восприятие окружающего частично сохранялось, то стены больничной палаты становились гробом или иным предметом фантастического религиозного сюжета. Больным казалось, что окружающий их медицинский персонал, другие больные становились ангелами и бесами или грешниками, которые вместе с ними ожидали страшного суда в чистилище. Больные рассказывали, что они слышат крики людей, ощущали, что вокруг них находятся умершие души. Они были убеждены, что чувствуют запах умерших, который сравнивали с запахом после атомного взрыва или чего-то гниющего, зловонного. Некоторые из них слышали хор бесов, который приветствовал их в аду или плачь, мольбы о помощи других грешников. По рассказу больных, особенно впечатляющим был «зловещий голос дьявола», который запугивал, угрожал, бранил, говорил о скором конце света и неминуемых страданиях для больного.
У ряда пациентов возникало ощущение видоизменения их тела. Так, например, вместо головы появилось «гнездо из змей», которые издавали множество звуков, шевелились; изменялась форма тела — больные превращались в геометрические фигуры, которые падали вниз по темному коридору. Некоторые чувствовали, как их тело сгорает в костре ада «гиене огненной», как «тьма полностью поглощает их». Больным казалось, что они
сами превращаются в змея. Подобные переживания сопровождались чувством страха, тревоги, отчаяния. Больные чувствовал себя мертвым. Они были убеждены, что умерли, попали на «мытарства», что вечно будут испытывать муки, страдать за все человечество или навечно попали в ад. Ощущения мучения сопровождались чувством, что демоны «поедают их изнутри», «растаскивают на мелкие кусочки». Больные были убеждены, что ощущают свою гибель, смерть в чистилище. При этом попытки справиться с происходящим с помощью молитвы или иными способами, по словам больных, были безрезультатными. В целом, важно отметить, что больные оценивали происходящее с ними как достаточно трагичные и болезненные переживания.
При экспансивном онейроиде, напротив, больные описывали ощущение восторга, экстаза, счастья. У них также появлялось ощущение, что они перемещались в пространстве, «сквозь полет», оказывались в раю. Видения рая включали светящиеся врата, наличие необычайного яркого, слепящего свет, или же бескрайнее светлое пространство. Прогулки по «невиданному чудному краю» у таких больных сопровождались ощущением тепла и счастья на душе, а бескрайние просторы, леса, моря, горы, цветочные поляны — запахом цветов и пением диковинных птиц.
Некоторые больные были убеждены, что видели святых или Бога, который представлялся в виде старца в белой одежде или темного светящегося силуэта. Беседы с Богом, выполнение определенных испытаний, молитва для возвращения на землю, общение с умершими родственниками, ангелами, сидящими на небесах — все это становилось главным сюжетом фантастических переживаний больных.
При сохранении частичного восприятия окружающей реальности больным казалось, что пространство вокруг них, например, квартира, комната или больничная палата, приобретало иное значение — становилось райским садом, «домом души». Больные ощущали себя привратниками райских ворот, которыми могли служить двери помещения. Больные были убеждены, что близкие или медицинский персонал — это святые или ангелы. Необходимо отметить, что перевоплощения личности больных при данном варианте онейроиднокататонического состояния не наблюдалось.
На изученном материале были выделены компоненты расстройства сознания, которые были основаны на превалировании тех или иных видов фантастических переживаний в структуре онейроида. Согласно преобладанию одного из компонентов расстройства сознания в картине онейроида и с учетом наличия определенной динамики (этапности) развития состояния были выделены следующие типологические разновидности онейроидно-кататонических состояний:
онейроидно-кататонические состояния с преобладанием зрительного компонента расстройства сознания, с последовательным развитием характерных этапов приступа или же с нарушением характерных этапов развития;
онейроидно-кататонические состояния с преобладанием сенсорного компонента расстройства сознания с минимально выраженным зрительным компонентом/его отсутствием;
онейроидно-кататонические состояния, характеризующиеся сочетанием зрительного и сенсорного компонентов расстройства сознания.
Онейроидно-кататонические состояния с преобладанием зрительного компонента расстройства отличались сочетанием расстройства сознания и преобладанием визуального отражения фантастических переживаний в виде обилия зрительных образов. Если состояние развивалось последовательно, то онейроид возникал вслед за аффективно-бредовым состоянием с острым чувственным бредом и минимально выраженными явлениями психических автоматизмов, а сам приступ был симметричен по психопатологическим проявлениям относительно онейроида. Если характерная этапность развития приступа была нарушена, то онейроид развивался в рамках кратковременного транзиторного психотического состояния или же отмечалась выраженная асимметрия в развитии психоза с формированием вслед за непродолжительным онейроидом более затяжного течения с картиной массивной парафрении.
Онейроидно-кататонические состояния с преобладанием сенсорного компонента расстройства сознания отличались сочетанием нарушения восприятия и фантастических переживаний с вовлечением органов чувств, обилия сенсорных нарушений с разнообразными ощущениями (кинестетическими, тактильными, слуховыми, обонятельными), которые в совокупности с их определенной трактовкой определяли картину онейроида. Если визуальные образы были минимальными или их наличие выявить не представлялось возможным, то окружающее представлялось больным в виде «пустоты», «небытия», темного «вязкого» пространства.
Если же в онейроидно-кататоническом состоянии отмечалось сочетание сенсорного и зрительного компонента расстройства сознания, то зрительные расстройства были фрагментарными и напоминали иллюзорное восприятие окружающего, когда реально существующие предметы становились элементами фантастического сюжета, а сенсорный компонент расстройства сознания, представленный разнообразными ощущениями, превалировали над зрительным. Динамика психоза характеризовалась сохранением характерных этапов приступа и симметричным его развитием относительно онейроида с преобладанием явлений психического автоматизма над картиной острого чувственного бреда.

Выводы: Представленные различия в структуре и динамике онейроидно-кататонических расстройств с религиозным содержанием у больных шизофренией позволяют регистрировать их клинико-психопатологическую неоднородность. Полученные данные необходимы для дальнейшего исследования клинических особенностей, течения, а также прогноза как острых психозов с картиной религиозных переживаний, так и заболевания в целом.

Фото: https://russian7.ru/wp-content/uploads/2020/01/44-25.jpg




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика