Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
1 октября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ Работа по совершенствованию зрительного восприятия включает задания и упражнения для тренировки…

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Работа по совершенствованию зрительного восприятия включает задания и упражнения для тренировки функций глазодвигательных мышц, плавного прослеживания, расширения поля зрения, на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора. Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях используются такие игры, как «Солнечный зайчик с зеркальца», «Последи за самолетом», последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально; специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы. На начальных этапах работы по нормированию зрительного восприятия детей учат узнавать предметы, нормируют способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках.

Далее переходят к обучению подбирать парные предметы, картинки, составлять разрезные картинки. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития не всегда могут узнать предмет в новой ситуации, выделить его из общего фона, опознать предмет на рисунке (особенно если этот предмет изображен в необычном ракурсе пли в несколько измененной форме). Педагог помогает детям осознать, что внешний вид предмета может меняться з зависимости от того, с какого положения на него смотрят (спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху). Также формируется понимание того, что целый предмет может состоять из отдельных частей, имеющих свою функцию, свою форму, величину, свое определенное место в целом, неизменное пространственное расположение.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. На первом этапе при определении цвета большую роль играет «примеривание» (сопоставление путем приложения, когда предметы двух цветов вплотную прилегают друг к другу). Первые игры и упражнения проводятся с предметами, резко различными по цвету. Постепенно цветовой перепад уменьшают. Поскольку и восприятие цвета, и различение не всегда связаны со знанием названий цвета, в задания включаются любые цвета и оттенки. Далее переходят к выбору по образцу, а затем — к усвоению названий цветов. На основе восприятия цвета формируются и представления о нем, благодаря чему дети смогут применять этот цвет в доступной им деятельности, использовать как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Для улучшения восприятия цвета используют упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету, — игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, орнаментов из бумаги. При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм тактильно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога, доступным ребенку. Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке»), затем по подражанию и образцу. Необходимо учить детей не только видеть различия, но и ощутить их при манипуляции с фигурами. Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. Используют также показ геометрического тела (фигуры), его называние (педагогом), выбор «та-кого же» по подражанию и образцу.

Затем организуются такие действия ребенка с предметами, которые обусловлены его формой. Далее используются упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму; упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины; предметов разного цвета и величины); упражнения на выбор по словесному обозначению педагога; упражнения в форме дидактических и подвижных игр. Аналогичная система работы предусматривается при ознакомлении с геометрическими фигурами. Включаются задания на обведение фигур указательным пальцем, рисование этих фигур пальцем, смазанным пальчиковой краской, обведение геометрических фигур по трафаретам и т. п. При поиске предметов различной формы в окружающей обстановке используются «геометрические
ориентиры» — фигуры с четко обведенным контуром. Размер фигуры соответствует размеру искомых предметов, что облегчает задачу. Результаты обследования используются в различных видах деятельности (предметной, игровой, конструктивной).

Для закрепления знаний о форме в качестве дидактических игр используются «Почтовый ящик», «Доски Сегена». Эти же задачи решаются в играх «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика», а также при изготовлении аппликаций из геометрических фигур: это могут быть орнаменты на бумаге из фигур разной формы или сюжетные картинки, составленные путем вклеивания в образец соответствующих по форме фигур. При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Используются следующие приемы обследования: показ величины (протяженности, высоты и ширины предмета), проведение пальцами по указанной протяженности, измерение ее разведенными пальцами или руками, сравнение величины предметов путем наложения или приложения.

При формировании умения строить сериационные ряды детей обучают сначала раскладывать три предмета по подражанию, затем по образцу и далее по правилу (выбирать каждый раз самый большой/маленький). В последующем можно увеличить количество предметов до 5—7. Необходимо отметить, что результаты измерений используются в различных содержательных деятельностях (предметной, игровой). Для развития представлений ребенка о величине используются игры-упражнения со строительными материалами — построение башен, домиков и т. п. В быту, в игровой и конструктивной деятельности усваиваются и закрепляются понятия высокий-низкий, широкий-узкий. В играх «Построим матрешек по росту», «Построим лесенку» дети учатся построению сериационных рядов и усваивают понятия выше-ниже, длиннее-короче и др.

Работа по формированию пространственных представлений начинается с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела используют зеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенку показывают зеркало и говорят: «Посмотри, вот твой нос, рот (и т. д.)», «Потрогай свой нос, лоб, глаза (и т. д.)». Затем действия переносят на взрослого: «По смотри, вот мои руки (и т. д.)» На следующем этапе эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека.
При изучении схемы лица и тела большое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне тела и лица. При формировании и закреплении этих понятий используют метки, которые размещают обычно слева (на руке, на груди).

Эффективными являются следующие приемы.
«Обрисовывание» ребенка массажным мячиком по контуру тела. Педагог располагает мяч на стопе ребенка (сбоку) и по контуру тела катит его, оречевляя свои действия (используют слова, доступные пониманию ребенка), не отрывая до тех пор, пока мяч не вернется на исходную точку.
«Обрисовывание» ребенка карандашом на большом листе бумаги. Далее предлагают ребенку дорисовать свое лицо, нарисовать одежду, обувь и т. д. Пространственные представления формируются в ходе игр на перемещение в пространстве («Найди спрятанную в в комнате игрушку») по подражанию, по образцу, по речевой инструкции. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия впереди, позади, справа, слева, далеко, близко. Одним из разделов работы по развитию пространственного восприятия является обучение детей ориентировке на листе бумаги. Начать работу можно с рисования пеной для бритья на зеркале («Нарисуй солнышко вверху», «На-рисуй травку внизу» и т. д.). Далее работа продолжается на листе бумаги.

Правилом для педагога должна стать маркировка верхнего левого угла листа. У детей формируется понятие о верхней и нижней, правой и левой сторонах листа. Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометрических фигур или изображений предметов в соответствии с инструкцией: «Положи посередине», «Положи над…, под… (и т. д.)», «Скажи (покажи), где лежит квадрат».




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика