РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА
Нормальное развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий.
Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды.
Одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности. Воспитание детей организуется как разнообразная практическая, в своем роде исследовательская деятельность с предметами, обладающими различными свойствами: мягкое — твердое, холодное — горячее, большое — маленькое, низкое — высокое, длинное — короткое, веселое — грустное, громкое — тихое и т. д.
Таким образом, развитие и формирование сенсорной деятельности опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью. Специально организованные формы обучения и воспитания определяются следующими задачами:
1. Учить различать предметы:
• по величине (большой — маленький), основываясь на зрительно воспринимаемом образе, гаптических и тактильных ощущениях («Этот мяч маленький, его можно взять одной рукой. Вот так.» — «Этот мяч вот какой большой! Давай возьмем его двумя руками!»);
• по цвету (на примерах красного, желтого, зеленого, других цветов). На начальных этапах обучения достаточно научить выделять предмет такого же или другого цвета, далее — выделение заданного цвета, его дифференциация (различение);
• по форме: круг («мячик»), квадрат («кубик»), основываясь на зрительно воспринимаемых образах и тактильных ощущениях;
2. Формировать слуховое внимание, умение различать предметы и действия по звуку: игрушка пищит, бумага шуршит, вода течет, капает, музыка играет и др.;
3. Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества: игры с водой, песком, снегом, игрушками из материалов с различной фактурой, рисование, лепка.
Приведем примеры организации таких занятий:
Игра «Цветные лягушки»
Цель: закрепить понятия «такой же», «одинаковые»; учить группировать предметы по цвету.
Оборудование: игрушечные пластиковые лягушки красного, желтого и зеленого цветов (по количеству детей), кубики (формы) соответствующих цветов.
Ход игры: педагог показывает детям резиновых (пластиковых) лягушек, называет каждую из них по цвету. Детям, знающим названия цветов, предлагается взять игрушку определенного цвета, остальным педагог раздает игрушки, повторяя название цвета: «Эта лягушка красная». Для уточнения понятий о цвете можно использовать дополняющие образы: «Эта лягушка желтая. Желтая, как платье у Тани».
—«Эта лягушка красная, мы завяжем ей красный бантик».
—«Эта лягушка зеленая, она сидит на зеленой травке». Далее педагог расставляет перед детьми кубики (формы)
и предлагает для лягушек найти «домики» — каждую лягушку положить в «домик» (на кубик (камешек)) соответствующего цвета.
Рисование «Ягоды в траве» «пальчиковой» техникой
Цель: закрепить понятия о красном и зеленом цвете, развивать тактильные ощущения, координацию движений пальцев.
Оборудование: краски, листы бумаги. Ход занятия: перед началом занятия детям показывают изображения клубники (земляники) среди зелени травы, далее педагог «рисует пальцами» на чистом листе бумаги ягоды: (красные «точечки»), как отпечаток пальца, а зеленая трава — движения пальцами в зеленой краске по бумаге.
После показа и анализа цветов, движений, осуществляется выбор необходимых для рисования красок: ягоды — красные, трава — зеленая.
Дополнительно проводится пальчиковая гимнастика или упражнения, развивающие подвижность кистей и пальцев рук, определяются «пальчики-художники».
Рисование может быть в индивидуальной форме или коллективной: несколько детей рисуют траву, а другие — ягоды. Процесс рисования комментируется педагогом и детьми (одна красная ягодка, много красных ягод, трава зеленая, высокая, ягоды круглые, маленькие).
Выполненные работы обсуждаются, вывешиваются на стенде. В ходе работы закрепляется понимание того, кто выполнил рисунок («Ты нарисовал. Ты нарисовал ягодку, травку. Кто еще рисовал? Мы рисовали вместе.)
В качестве критериев оценки сенсорных представлений выступают:
— понимание доступной инструкции, содержащей указание на признаки предметов (большой — маленький, холодный — горячий и др.);
— возможность осуществлять выбор предмета на примере образца такого же цвета или другого цвета;
— адекватные реакции на шумовые, звуковые раздражители (указывает, находит источник звука);
— проявляет интерес к играм-занятиям, принимает в них посильное участие;
— умеет переносить в свои действия элементы обучения, показа, упражнений.
Примерное содержание развития сенсорных процессов (ощущений, восприятий предметного мира, их физических свойств)
Тактильные ощущения и координация движений
• Развитие положительных эмоций на прикосновения, поглаживания, ласковые щекотания, пальчиковые игры и др.
• Развитие тактильной чувствительности в играх по физическому воспитанию с ползанием, передвижением босыми ногами по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной, др. поверхности (дорожке).
• Обучение удерживанию, захватыванию ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша, др. предметов.
• Исследовательские игры с предметами из разных форм
и текстуры, использование «полосы препятствий», где «прячется» какая-то игрушка: мягкая, твердая, круглая и т. д.
• Организация исследовательских игр по типу «Волшебный мешочек», «Сундучок» (поиск, складывание, перекладывание, передача другому мелких предметов, игрушек).
• Игровые обучающие действия на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек.
• Организация игр с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами, плавание с поддержкой, в жилете, «охота» на шарики и др.
• Действия и игры по лепке из пластилина, муки, глины, снега.
• Рисование картин пальчиками, ладошками, босыми ножками.
• Шнуровки, застегивания, расстегивания пуговиц, «молний».
Развитие понимания свойств исследуемых предметов
и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий — твердый, пушистый — гладкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, маленький — большой; возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, шлепай, поставь, кати, катай и др.
Вкусовые ощущения и восприятия
• Формирование и развитие положительной реакции на пищу.
• Обучение самостоятельным приемам пищи и соответствующие речевые стимуляции со стороны взрослого.
• Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой, суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель, он сладкий; возьми пирожок в одну руку, чашку — в другую руку и т. д.
• Дифференциация ощущений на основе слова: горячее — холодное, сладкое — кислое, соленое, твердое, жидкое.
• Распознавание названий готовой пищи и продуктов
питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котлета, хлеб, пирожок, сыр, яблоко, салат и др.
• Закрепление представлений о вкусе, продуктах питания в тематических занятиях и играх: «В магазин за продуктами», «Приготовим кукле завтрак», «Соберем корзину с фруктами», «Как называется?», «Самое сладкое, самое кислое» и т. д.
• Пиктограммы, рисунки с продуктами питания, их
дифференциация, выбор «любимого фрукта, напитка, еды» («Что ты любишь?»).
Зрительные восприятия
• В коррекционной педагогике, благодаря многочисленным научным исследованиям, установлено, что многообразные нарушения зрения у детей неразрывно связаны с патологией деятельности головного мозга. При обследовании глубоко умственно отсталых детей отмечается нарушения зрения, включая тотальную слепоту, остаточное зрение, слабовидение, катаракта, косоглазие, амблиопия и др.
Тяжесть и характер дефекта зрения нарушают качество, точность, широту познания предметного мира. Зрение человека доставляет около 90% информации об окружающем его мире. При отсутствии явных нарушений зрения следует указать на то, что характерные для глубокой умственной отсталости нарушения движений, речи препятствуют точности, последовательности, объему зрительно воспринимаемых образов, зрительных представлений, процессов памяти, являющихся «фундаментом» для дальнейшего формирования наглядно-действенного и образного мышления. В этой связи комплексная коррекционная работа по развитию зрительных восприятий, как и других сенсорных процессов (см. выше), чрезвычайно важна для психического развития, для формирования системы социальных умений.
Педагогическая работа по развитию зрительных восприятий проводится в определенной системе. Организация исследовательской деятельности детей в окружающем их предметом мире, определение объекта по форме, цвету, вкусу, запаху, прикосновению, действию, слову (Что такое? Для чего?).
• Формирование и систематическое закрепление наименований образов среды (идентификация на основе показа и речи).
• Опознавание, выделение, сравнение общих и отличительных признаков знакомых предметов среди других (яблоко: круглое, продолговатое, большое, маленькое, красное, зеленое, желтое, вкусное, ароматное, растет на дереве, фрукт; похож на …; отличается от (чего?
чем?).
• Распознавание и узнавание подвижных объектов (образы движения) на фоне неподвижных.
• Формирование пространственных понятий (далеко — близко, дальше — ближе, высоко — низко, выше — ниже, справа — слева, глубоко — мелко и др.).
• Восприятие объема, величины, количественных признаков предметов: большой — маленький, много — мало, больше — меньше и др.).
Занятия по развитию зрительных восприятий, как и другие разделы воспитания, проводятся в форме специального обучения, они содержательно строятся на предметной деятельности и игре. Овладение, умственно отсталыми детьми предметными действиями в значительной степени основывается на совместном действии ребенка и взрослого, элементы обучающего содействия со стороны педагога являются ведущими. Главной трудностью обучения и воспитания умственно отсталого ребенка являются нарушения произвольной деятельности, поэтому основными методами обучения является поэлементный путь формирования любого действия, многократность его повторения в меняющихся условиях.
Развитие слуховых восприятий
• Развитие слухового внимания на различные источники звука: голос человека, стук, звон, музыка, шаги, шуршание, тиканье, мяуканье, лай и др.
• Двигательные действия, игровые упражнения на «поиск» источника звука различной модальности: громко, тише, тихо.
• Действия и игровые композиции на восприятия, воссоздание, извлечение звуков (хлопки ладонями, голос, детский барабан, музыкальные предметы и игрушки).
• Игровые вокализации, звукоподражания с использованием игрушек, шумовых имитаций: бай-бай-бай, а…а…а…, баю-баю-баю-бай, му…му…му, бе-бе-бе, хрю-хрю-хрю, ш-ш-ш и т. д.
• Развитие движений под музыку: плавно, ритмично, с прыжками, с хлопками, раскачивание и др.
• Узнавание и соотнесение звуков, голосов, шумов с конкретными образами: Как кричит петушок?, Покажи, как плачет кукла? Как шумит вода?, Кто стучит в барабан? и др.
• Развитие фонематического слуха, произношения, речи
(с учетом индивидуальных возможностей).