РАЗНЫЕ ВИДЫ БОЛИ
Откуда приходит боль души? Источники страдания можно отнести к четырем различным сферам. Все они известны каждому человеку. Мы можем разделить их на категории на основе антропологических измерений по Франклу.
1) Это телесные страдания из-за боли: раны, болезни, функциональные нарушения, такие, как расстройства сна, мигрень. Какие страдания может причинить одна лишь зубная боль! Так как человек представляет собой единое целое, его душа также испытывает боль, нагрузку, временами даже отчаяние, если имеет место телесная боль. Для того чтобы справляться с этой болью, а не только с психическими нагрузками, Франкл ввел понятие «душевное врачевание». Люди, больные телесно, особенно, конечно, тяжело больные, нуждаются также в психологической помощи и сопровождении!
2) Психические страдания из-за потери ценного: это чувство страха, тяжести и невзгод жизни, бесчувствие, пустота и психическая ранимость. Если
кто-либо говорит нам гадость, обижает нас, изменяет нам, то причиняемое
этим страдание можно назвать эмоциональным страданием.
3)Персональное страдание из-за самоотчуждения, Не-Бытия-самим-собой:
это страдание от потери идентичности – того, что является существенным для исполненной экзистенции, конгруэнтности с самим собой (Роджерс). Это случается, когда другие нас обесценивают, не видят нас, насмехаются над нами, нарушают нашу интимную сферу, наши границы, обходят нас,
а также, когда мы переживаем несправедливость или когда мы сами несправедливы по отношению к другим, когда из-за плохого обращения с другими нас мучают угрызения совести.
4) Экзистенциальное страдание из-за тщетности, бессмысленности. Это
страдание от потери ориентации, от отсутствия более широкого контекста,
в котором мы могли бы понять нашу жизнь и наши действия, от отсутствия
успеха, от бессмысленной фатальности. Отсутствие надежды в итоге рождает отчаяние.
Наша классификация обобщает все возможные формы страдания. Любое страдание можно отнести к одной из этих четырех категорий (или комбинаций из них), так как они охватывают всю структуру экзистенции.
Модальности страданий, прежде всего, зависят от личностных факторов
и зрелости. Я хотел бы привести два случая, когда людям пришлось бороться со своим страданием совершенно различными способами:
Недавно я познакомился с Хербертом, активным молодым человеком в возрасте 34-х лет, который работал в одной компании в начале большой профессиональной карьеры. В тот момент, когда он ко мне обратился, ему было очень плохо. Дрожа от страха, он ожидал диагноза в связи с затруднениями, возникающими при ходьбе: была ли это всего лишь инфекция или же неизлечимая болезнь, которая постепенно прогрессируя, приведет к параличу: рассеянному склерозу? Вскоре был поставлен диагноз. Херберт был так сражен диагнозом, что в последующие два месяца оказался неработоспособным. Да, у него было неврологическое заболевание, однако неуверенная ходьба сама по себе никак не затрудняла передвижение, но то, от чего он страдал, заключалось в другом: он страдал психически, духовно от удара судьбы, уничтожившего его жизнь.
Его мучили и неотвязно преследовали вопросы: «Что будет со мной дальше?
На что я могу рассчитывать? Что будет со мной и с моей жизнью? Это ведь означает и раннюю смерть, годы в инвалидном кресле, снижение способности к самостоятельным действиям, усиление зависимости. Смогу ли я это выдержать? Могу ли пойти на это? Что я еще могу сделать в моей жизни, отмеченной такой болезнью? Для чего мне теперь
жить? Это все еще является жизнью? Было ли это жизнью?»
Вскоре появились другие вопросы: «Что мне отвечать на вопросы людей?
Выдержу ли я сострадание, поверхностные разговоры, которые должны принести мне утешение? Хочу ли я вообще встречаться с ними в таком изменившемся состоянии?» Вопроса о смысле своей болезни
у него не возникало. Поэтому жизнь не стала для него полностью бесперспективной. Он знал, что может проживать глубину своего страдания. Но он не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы принять сейчас эту болезнь, войти в эту изменившуюся жизнь. Что означает жить с такой болезнью? Таким вопросом он еще никогда не задавался даже
теоретически. И вдруг сразу, без медленного вхождения в ситуацию, тяжесть этого страшного диагноза…
Он чувствовал себя недостаточно сильным, чтобы разговаривать об этом с другими людьми, сказать им об этом. Сначала он должен был разобраться с самим собой, обрести ясность в мыслях, чувствах, отношениях. Он должен был собраться, прийти в себя от шока, прояснить для себя свое место
в мире – прежде, чем это произойдет, что-либо другое было для него невозможным. Как личность он был слишком разрушен, слишком переполнен страданием. В нем все дрожало, плакало, было наполнено неуверенностью. Он уединился, чтобы с ним не заговаривали о его
болезни и самочувствии. Он боялся, что тогда потеряет свою структуру, разразится плачем, что его захлестнет страдание
из-за непостижимости судьбы.
Другой пример. Несколько недель назад я занимался одним 70-летним пациентом. Он лежал в больнице, в пятнадцатый раз за один только год. Метастазы у него распространились по всему телу: в печень,
легкие, кости, спину. Из-за невыносимых болей в спине ему сделали операцию по удалению метастазы на крестцовом канале (на крестце в нижней части спины). Когда я пришел, он спал, поскольку всю
ночь не сомкнул глаз из-за болей, несмотря на операцию и прием опиатов.
Я подождал, пока он проснется. Потом, спустя какое-то время, спросил его,
какова для него эта жизнь? Для него, того, кто всегда был страстным альпинистом, а теперь вынужден так много лежать в постели? Его ответ был трезвым и полностью соответствовал его жизненной установке: «Я не могу этого изменить. Это так. Конечно, я бы с удовольствием отправился в горы. Мне нелегко от этого отказываться. Но я привык быть реалистом. И на это я тоже смотрю реалистично. Я никогда больше не смогу ходить».
Я был удивлен таким ясным ответом. Может быть, он не показывает свое скрытое страдание? С некоторым недоверием я еще раз спросил его, как он может это выдерживать? «Я пытаюсь справиться с этим так, как могу. Это так». Теперь я понял. Я смог почувствовать силу его Person, его основанную на строгой объективности способность выдерживать, которой он руководствовался всю свою жизнь.
Сколько боли ему уже пришлось вынести и сколько еще предстоит вынести?
Если мы посмотрим на эти две судьбы, возможно, мы спросим себя: кто из них больше страдает? Конечно, страдания трудно сравнивать, потому что страдание всегда субъективно. Но кто внешне выглядит более страдающим: человек, который скоро умрет, испытывающий ужасные боли? Или
тот, кто моложе, с рассеянным склерозом, но без телесной боли, у которого впереди еще много лет жизни?
Подобные наблюдения, которые, наверняка, каждый из нас делал уже не раз, ставят перед нами вопрос: что такое, собственно говоря, страдание? Как оно может быть таким различным? Далее мы попытаемся разобраться,
что порождает наши страдания.
Вопрос в своей простоте и сложности звучит почти по-детски: почему мы,
собственно говоря, страдаем? Рассмотрим этот вопрос в следующем ракурсе: что делает страдание страданием? Из-за чего мы страдаем в страдании? Становится ли что-либо страданием потому, что мы его не понимаем? Является ли (осознанное или бессознательное) чувство бессмысленности тем, что преобразует какой-либо опыт в страдание? Или страдание просто является ощущением негативного, неприятного,
нагружающего, то есть, болезненным ощущением безразлично какого – телесного или душевного происхождения?
При самом общем рассмотрении страдание представляет собой выдерживание неприятного. Тот, кто страдает, испытывает болезненные, отягощающие или вызывающие отвращение чувства. Не обязательно при этом появляется чувство бессмысленности. Но в каждом случае страдание является чувствованием. Даже духовное страдание является страданием только из-за того, что вызывает неприятные чувства. Так, в первом приближении мы можем описать страдание как неприятные ощущения или неприятные чувства, которые связаны с указанными категориями: телесная боль, угнетающая потеря ценного, болезненное самоотчуждение, бессмысленность и непонимание того, что происходит (например, нежеланный разрыв).
Зададим себе вопрос: окажется ли это определение состоятельным при более точном анализе? Действительно ли неприятное чувство является критерием страдания, основным фактором, благодаря
которому переживание становится страданием, а не радостью или удовольствием? И здесь мы обнаруживаем: неприятные чувства имеют различное значение и воздействие на жизнь и поэтому субъективно также ощущаются по-разному. Они могут быть встроены в жизнь
и быть понятыми Person различным образом.
Наши старания, усилия, активность могут, например, потребовать много сил, вызывать неприятные чувства, но все же, если мы знаем, для чего мы это делаем, граница между осуществлением и страданием размывается. Даже если написание статьи связано с мучительным отказом от чего-то, со многими напряженными часами работы, в том числе работой по ночам, при наличии многих привлекательных альтернатив, я не могу рассматривать это как настоящее страдание.
В нашей жизни есть масса таких примеров. Когда мы восходим на гору, мы напрягаемся, возможно, мучительно совершаем последний подъем, иногда к этому добавляется боль в ногах и мозоли – и, тем не менее, мы испытываем радость от восхождения. Несмотря на боль, настоящего страдания нет. Критерием здесь является свобода. Сам факт того, что мы делаем что-либо добровольно, исключает момент страдания. Причина проста: как известно, намеренно мы не можем делать себе ничего негативного (ср., например, концепцию В. Франкла о воле к смыслу).
Альфрид Лэнгле — Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа