РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЛИЦАМИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Особенности работы психолога со старшеклассниками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного возрастного этапа и прежде всего потребностью юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Несмотря на незаконченность процесса формирования личности, юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных с целью диагностики и коррекции поведения взрослых (естественно, при условии их соответствующей адаптации).
Среди основных причин, обусловливающих трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников и требующих вмешательства психолога, необходимо обратить внимание прежде всего на следующее. На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам: незавершенность полного физического развития по всем параметрам; ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров) — синдром дисморфофобии; неустойчивость эмоциональной сферы; особенности высшей нервной деятельности; высокий уровень ситуативной тревожности.
Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае могут служить наблюдение, беседа, аппаратурные методы, соответствующие шкалы опросника Айзенка и 16-фак-торного опросника Кеттелла, шкала ситуативной тревожности Ч.Спилбергера.
Среди осознаваемых и неосознаваемых причин, препятствующих формированию юноши на индивидуально-личностном уровне, можно отметить: задержки развития теоретического мышления; отсутствие навыков и приемов смысловой памяти; маленькими объем оперативной памяти; неразвитость основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение и прон.); нереалистичность воображения, оторванность его от практики; высокий уровень личностной тревожности; чрезмерное преобладание 1-й или 2-й сигнальной системы (художественный или мыслительный тип); несформированность волевой сферы. Оценка указанных параметров и сопоставления их со средне-возрастньми нормами может осуществляться как при помощи наблюдении, так и по стандартным тестам оценки внимания, памяти, мышления, воображения. Кроме того, здесь могут быть использованы тесты Айзенка, Векслера, а также соответствующие шкалы 16-факторного опросника Кеттелла, шкала личностной тревожности Ч.Спилбергера. Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня проявляются у старшеклассника в следующем: недостаточный уровень самостоятельности; неадекватность самооценки и уровня притязания; несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов;; отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; сохранение подросткового негативизма; неудовлетворенность собой. Выявить наличие данных дефектов личностной сферы позволяют такие методы, как беседа, методика выявления самооценки С.Будасси,, метод неоконченных предложений, сочинения на соответствующую тему, проективные методики (Люшер, «несуществующее ;животное» и проч.).
Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с другими людьми на микрогрупповом уровне проявляются в трех основных сферах общения: в семье, с учителями и сверстниками. Эти трудности могут быть определены следующим образом: несформированность навыков общения (как замкнутость, застенчивость, так и чрезмерная болтливость); неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви; преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости; излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним; неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальничанью; проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
Для определения этих тенденций, помимо наблюдения, беседы, экспертного заключения, могут быть использованы социометрия!, референтометрия, метод неоконченных предложений, опросники, оценивающие компетентность в общении, метод групповой дискуссии. Если попытаться выделить причины, ведущие к трудностям адаптации юноши на социальном уровне, то здесь наиболее часто обращают на себя внимание соотношения таких вопросов: понимание смысла жизни и имеющиеся жизненные планы; отношение к общественной жизни страны и собственная политическая активность; отношение к разным видам труда (теоретическому — практическому, умственному — физическому и проч.) и реальные возможности в овладении профессией; профессиональные интересы и мотивы выбора профессии; совпадение учебных и профессиональных интересов; чувство долга и стремление к социальному одобрению.
Очевидно, что многие из указанных проблем можно выявить только в ходе беседы или групповой дискуссии, хотя отдельные методики, как, например, опросник профессиональных предпочтений Е.Климова, шкала М.Крауна и другие, вполне уместно использовать и на этом уровне. В целом, необходимо заметить, что практически диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой — собственно, по ее влиянию на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию консультационного и коррекционного воздействия. В противном случае, если планируемые изменения оказываются слишком обширными и опережающими возможности старшеклассника, он может оказаться не готовым к их принятию или же эффект воздействия окажется слишком кратковременным.