Тренинг общения Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
27 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия представляет собой варианты психологической помощи при уже наступивших проблемах адаптации, нервно-психических расстройствах….

ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапия представляет собой варианты психологической помощи
при уже наступивших проблемах адаптации, нервно-психических
расстройствах. Если эта психологическая помощь оказывается на
ранних стадиях возникновения проблем адаптации и расстройств, то
говорят о вторичной профилактике, или превенции. Отношение между
клинической психологией и психотерапией, подчеркивает Bastine
(1998. С. 45), — это отношение между целым и частью: клиническая
психология является более емкой областью, часть которой образует
психотерапия, а именно сферу интервенции, т.е. сферу методов клинической психологии — методов психологической помощи, оказывающей влияние и на другие ее сферы — теории расстройств, диагностику, другие формы психологической помощи — консультирование, кризисную интервенцию, групповую терапию, а также на исследование, образование и общественный имидж клинической психологии.

Впервые термин «психотерапия» был введен в конце XIX в. Д. Тью-
ком (D.H. Тике) в опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации
влияния разума на тело», одна из глав которой названа «Психотерапия
», хотя общеупотребительным этот термин становится не раньше
90-х гг. того же столетия. Традиционно психотерапия считалась частью
медицины, поскольку понималась буквально лишь как «лечение души»
(задача психиатрии), а не «лечение душой», что предполагает ее гуманитарную основу и обеспечивается исключительно психологическими методами. В силу этого термин «психотерапия» не стал чисто медицинским, а согласно Декларации Европейской

Ассоциации психотерапии от 21 октября 1990 г. психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук; доступ к образованию в этом направлении возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук (цит. по: Карвасарский, >1998. С. 447).
Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических
направления (всего методов, возникших на их основе, на сегодняшний
день свыше 400): психодинамическое (психоаналитическое),
бихевиорально-когнитивное и гуманистическое. В этих направлениях
психотерапии, ориентированных на «личностные изменения, а не на
один лишь симптом» (Карвасарский, 1998. С. 185), наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов, выразившихся в формулировке соответствующих парадигм или моделей, из которых вытекают
представления о задачах, «мишенях» и способах воздействия — оказания психологической помощи.

Так, психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз — как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, определяет и основную задачу психотерапии — осознание этого конфликта («где было Оно, должно быть Я», «где было Оно, должна быть Самость» и т.д.).
Для бихевиорально-когнитивной терапии личность есть поведение
(поступок или паттерн поступков) как единство когнитивного (когни-
ций-значений, когниций-ценностей, когниций-смыслов), эмотивного
(эмоций и чувств) и двигательного (вербального и невербального поведения) компонентов. Личность — это человек, думающий и ведущий
себя каким-то образом (действующий или бездействующий, человек —
это не только то, что он делает, но и то, что он не делает). В таком
понимании поведение связывает «тело организма с телом культуры»
(если использовать терминологию Л.С. Выготского), «ирдическое
(земное, телесное, низшее) с ноэтическим (духовным, высшим) в вечном движении, остановка которого, фиксация на любой точке траектории этого движения может свидетельствовать о нарушениях в развитии и росте (самоактуализации) личности, о нервно-психических
расстройствах, о фиксированных формах поведения, о неадаптивно-
сти поведения в целом, возникшем в результате неправильного обучения/научения. Поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение/научение клиента/пациента новым, адаптивным способам поведения.

Гуманистическая психология и психотерапия рассматривают в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз
как блокирование этой потребности. Отсюда задача психотерапии — в
приобретении клиентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватной Я-концепции, целостного образа Я и возможностей для самоактуализации личности.
В рамках каждого из указанных направлений возникают новые
течения, подходы, формы, виды, методы и методики, которых, по
некоторым данным, на сегодняшний день уже свыше 400 (Карвасар-
ский, 1998). Можно предположить, что это объясняется не только
тем, что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является
создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального
вклада в историю психотерапии, но и тем, что нередко психотерапевтами преуменьшается роль концептуального знания и преувеличивается «метафорический статус психотерапевтического знания» (Бурлачук с соавт., 1999. С. 15). На мой взгляд, перспективы развития психотерапии, как и любой иной формы профессиональной психологической помощи, будут определяться тем, в какой степени они
будут «научным искусством», насколько искусно психотерапевт
(психоконсультант и т.д.) будет пользоваться концептуальными и
инструментальными знаниями, добытыми науками о психике человека,
о человеке и обществе.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика