Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
21 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ПСИХОИДНЫЕ ПРОЦЕССЫ С точки зрения Юнга, психика движется в пределах шкалы, внешние границы которой…

ПСИХОИДНЫЕ ПРОЦЕССЫ

С точки зрения Юнга, психика движется в пределах шкалы, внешние границы которой постепенно исчезают в психоидной (то есть подобной психике) области. Юнг признает, что заимствовал прилагательное «психоидный» у Блейлера, который определил das Psychoide как «общую сумму всех целевых, мнемонических и жизнеобеспечивающих функций тела и центральной нервной системы, за исключением тех корковых функций, которые мы обычно рассматриваем как психические».

Таким образом, Блейлер предложил различие между:
a) психическими функциями, которые в терминах Юнга включают эго-сознание и бессознательное (индивидуальное и коллективное), и
б) другими жизнеобеспечивающими функциями тела и центральной нервной системы, некоторые из них представляются квазипсихическими.

Само тело способно помнить и обучаться. Например, как только вы научитесь ездить на велосипеде, вам не нужно будет сознательно возвращать этот навык. Тело сохранит память о необходимых действиях. Тело также по своему ориентировано на сохранение жизни, на борьбу за выживание вне области психики. Юнг в основном работает в рамках этого множества определений психического, квазипсихического и непсихического. Юнг использует термин Блейлера «психоидный» во множестве своих работ, но с некоторыми оговорками.

Он критикует Блейлера за неправильное ассоциирование психоидного с определенными органами тела и за своего рода панпсихизм — признание наличия психического во всем живом. Психоидное для Юнга — термин, описывающий процессы, которые являются психоподобными или квазипсихическими, а не собственно психическими. Термин используется для различения психических функций и виталистических. Психоидные процессы лежат между соматической жизненной энергией, собственно телесными про-цессами, с одной стороны, и подлинно психическими процессами — с другой.

Здесь Юнг затрагивает тему человеческих инстинктов. Инстинкты укоренены в теле и проникают в психику в виде импульсов, мыслей, воспоминаний, фантазий и эмоций. Безусловно, вопрос об инстинктах — это человеческая проблема. Люди способны делать выбор, рефлексировать и предпринимать или не предпринимать действия в связи с так называемыми инстинктивными импульсами, тогда как другие животные этого не делают.

В этой связи возникает вопрос, насколько важную роль играют инстинкты в поведении людей. Юнг признавал, что у людей инстинктивная сторона гораздо меньше влияет на поведение, чем у животных. Однако люди до некоторой степени находятся под влиянием физиологических, отличных от психических потребностей и процессов.

Используя термин Жане, Юнг называет это partie inferieur* человеческого существования. Эта часть контролируется гормонами и демонстрирует навязчивые характеристики, что позволяет некоторым говорить о «влечениях». Постольку поскольку гормоны диктуют нам, что делать или чувствовать, мы подчиняемся влечениям и инстинктам. Partie inferieur, то есть соматический уровень души, находится под сильным влиянием телесных процессов.

Стайн Мюррей — Юнгианская карта души: Введение в аналитическую психологию




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика