Ты этого достоин Анна Сергеева Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Последнее обновление

ПСИХОАНАЛИЗ И ПЕДАГОГИКА Подводя итоги своих размышлений, касающихся педагогики, Анна Фрейд рассматривает два крайних…

ПСИХОАНАЛИЗ И ПЕДАГОГИКА

Подводя итоги своих размышлений, касающихся педагогики, Анна Фрейд рассматривает два крайних случая, которые определяют позицию психоаналитиков применительно к тому, как воспитание не должно строиться. Первый случай связан с выраженной требовательностью и строгостью со стороны взрослых, многочисленными запретами, чрезмерным подавлением инстинктов, что в конечном счете выливается в изувечивание личности ребенка.

К примеру, мальчик, который в детстве страстно любил сладкое, вынужден был отказаться от своего желания в силу запрета матери и преданности ей. Однако во взрослом возрасте он не мог позволить себе съесть хотя бы кусочек шоколада, без того чтобы не испытывать чувство стыда и смущения. Ему представлялось, будто он делает нечто абсолютно запрещенное и всеми осуждаемое.

Опираясь на этот и многочисленные другие примеры, Анна Фрейд спрашивает: «…не лучше ли было бы пожертвовать в чем-то этикетом и правилами приличия и разрешить… ребенку есть сладкое, сколько он хочет?..». И далее: «..чего добилось воспитание, так это разрушило личность ребенка, развило в нем внутренние конфликты, ограничило его способность любить, сделало его невосприимчивым к развлечениям и навязало ему ограничения в работе…» . В этом смысле она считает, что «лучше пожертвовать послушанием ребенка, чем изувечить его личность».

Фрейд и в других своих работах предостерегает воспитателей и родителей в отношении чрезмерно раннего вынуждения детей контролировать свои импульсы, ибо, с ее точки зрения, такая преждевременность опасна. Например, приучение к туалету, по ее мнению, должно происходить в течение двух лет и не менее, в противном случае мы столкнемся с такими невротическими чертами, как упрямство, навязчивые действия, повышенная брезгливость и т.п.

Также осторожность нужно проявлять и в отношении сексуального любопытства, проявлений агрессивности ребенка и т. п. Именно здесь, как считает Анна Фрейд, психоаналитическое знание, опирающееся на хронологию созревания ребенка, и должно помочь воспитателям. Второй — противоположный — случай отражает собой ситуацию вседозволенности, отсутствие внешних преград, что также оказывается губительным для личности. Рассматривая две эти противоположности в воспитании, А. Фрейд формулирует правило «золотой середины» для психоаналитической педагогики, состоящее в том, чтобы «найти для каждой стадии развития ребенка правильное соотношение между ограничением инстинктов и их удовлетворением».

В современных понятиях это звучит как требование баланса между поддержкой и фрустрацией применительно к каждому этапу становления
личности ребенка. Говоря о помощи психоанализа воспитанию, А.Фрейд
выделяет четыре момента, особо важных для правильного развития
ребенка.

Во-первых, психоанализ помог увидеть недостатки и ограничения в воспитательной практике, сложившейся к тому времени. Во-вторых, в психоанализе происходило накопление знаний о сложном характере взаимодействия взрослого и ребенка и их трансформации в зависимости от взросления ребенка. В-третьих, это непосредственная психотерапевтическая помощь, позволяющая излечить личность ребенка, т.е. в определенной мере исправление ошибок воспитателей.

Аналогичное утверждение по отношению к взрослому анализу высказывает и 3игмунд Фрейд, видя в нем задачу «довоспитания», или, как это часто называется в работах последующих психоаналитиков, «дородительствования». И в-четвертых, это настоятельное требование, адресованное педагогам, перед началом педагогической деятельности разобраться с собственными внутренними сложностями и конфликтами, «в противном случае дети будут служить просто более или менее подходящим материалом для решения собственных проблем воспитателя и проявления его бессознательного».

В отношении последнего пункта интересно замечание 3. Бернфельда, который подчеркивал, что воспитатель обычно имеет дело с двумя детьми: с тем, который сейчас перед ним, и с тем, кого он вытеснил в себе самом. Имеется в виду, что педагог будет стремиться действовать так, чтобы вызвать у воспитанника схожие, испытанные когда-то самим педагогом переживания, либо займет позицию идеализированного родителя, позволяя своему ученику делать все то, что хотелось делать в детстве самому педагогу.

В этом смысле пробуждение собственного детского опыта может быть для педагога весьма травматичным, и именно в этом некоторые аналитики усматривают причину упорства, с которым педагоги начинают защитно «цепляться» за вековые авторитеты и принципы. Как перестать воспроизводить заложенные в раннем детстве, бессознательно повторяющиеся паттерны, между педагогом и воспитанником и нередко травмирующие последнего? Эта задача остается крайне актуальной и для
современной аналитической педагогики.

Влияние психоаналитических открытий на практику воспитания является,
конечно, неоспоримым. Некоторые из них считаются сейчас само
собой разумеющимися, но для того чтобы это стало для нынешних родителей и воспитателей столь естественным, понадобились
долгие и напряженные дискуссии. Вслед за А.Фрейд перечислим
основные завоевания психоанализа в педагогике и воспитании в
их исторической последовательности.

1. Обнаружение во взрослом психоанализе совращающего
влияния ситуации, когда ребенок делит одну постель с родителями,
а также травматические последствия «первичной сцены»
послужили основой для рекомендации родителям о нежелательности
наблюдений детьми, даже самыми маленькими, половых
отношений. Кроме того, подчеркивалась травматичность физической интимной близости с детьми как следствие совращающего влияния ситуации «ребенок и родитель в одной постели» и т. п.

2. Выявленный во взрослом анализе факт, что запрет на
удовлетворение сексуального любопытства часто является причиной
задержки интеллектуального развития актуализировал активное
поощрение раннего сексуального просвещения. Было также
рекомендовано терпимое отношение к детской прегенитальной сексуальности, поскольку различные патологические проявления во
взрослом возрасте — импотенция, фригидность, истерические симптомы и пр. — связаны с чрезмерными запретами с целью искоренения «вредных привычек».

3. За определением в русле новой теории инстинкта агрессии как основного влечения последовало предложение толерантности к ранней детской враждебности.

4. Выявление того факта, что тревога играет центральную роль в формировании патологических симптомов и последовавшие рекомендации по снижению у ребенка страха перед родительской властью и авторитетом.

5. Выяснилось, что чувство вины является следствием конфликтов с внешним миром; в свою очередь возник запрет на родительские меры, вызывающие чрезмерное чувство вины.

6. Новый структурный взгляд на личность акцентировал вклад
и ответственность Эго в поддержании внутреннего баланса личности, что сделало очевидной необходимость поощрения в детях силы Эго, оберегающего их от воздействия, давления инстинктов, и в силу этого необходимость специального развития сублимации и символических способов переработки конфликтов.

7. Видение истоков патологии, определяющей тяжелые нарушения у взрослых, благодаря психоаналитическим исследованиям младенчества, сместилось на первые два года жизни ребенка, поэтому стал актуален особый акцент на теплом, чувственно насыщенном характере отношений в диаде «мать—ребенок» применительно к наиболее ранним этапам развития ребенка.

Наметилось также изменение отношения к проблемам питания и
оральным потребностям вследствие трансформации взглядов на
кормление младенца грудью и на понимание процессов,
происходящих при отнятии от груди. Наряду с этим существенный сдвиг
произошел в осознании проблем анальной фазы — упрямства,
желания пачкаться и т.п. Прежде всего это положение о том, что естественные влечения ребенка должны пониматься взрослым и чрезмерно не подавляться им, чтобы не воспрепятствовать развитию перехода влечений в социально значимое русло. Во всяком случае, сегодня, рассматривая различные цели воспитания, можно со значительной долей уверенности говорить о том, насколько они согласуются с психическим благополучием ребенка. И такой подход к педагогической деятельности с участием современного психоанализа является не только полезным, но и необходимым.

Наталья Бурлакова — Детский психоанализ: Школа Анны

ДетскийПсихоанализ #ДетскаяПсихология




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика