ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Профориентация — Помощь молодому поколению (но также и отдельным взрослым личностям) в выборе профессии и вообще в профессиональном самоопределении и становлении.
Актуальность профориентационной работы состоит в том, что большинство старшеклассников испытывает весьма серьезные проблемы с выбором профессии, а также с выбором способа получения профессии (специальности). Эти сложности связаны в основном с неразвитым еще мировоззрением, а также с непониманием того, какие вообще требования предъявляют те или иные профессии к людям.
В отечественной профориентации уже многие годы самой популярной является модель выбора профессии, предложенная Е. А. Климовым «Хочу – Могу – Надо». Под «Хочу» понимается работа с интересами и склонностями подростка (в каких областях он проявляет интерес, к каким видам деятельности вообще склонен). Под «Могу» понимается работа со способностями подростка и медицинскими противопоказаниями. Здесь специалист по профориентации помогает подростку понять, в каких областях деятельности (предположительно) он может добиться наилучших успехов, сможет ли он вообще работать по выбранной профессии. Под «Надо» подразумевается информирование подростка о востребованных сейчас на рынке труда профессиях, условиях работы, зарплатах и т.п.
Кроме выбора профессии перед профориентатором может еще стоять задача помочь подростку с выбором образовательной организации или даже образовательного маршрута (сначала освоить такую-то профессию, потом другую).