Тренинг общения Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
27 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности» Павлов С. Е., Павлов А. С. ФГБОУ…

Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности»

Павлов С. Е., Павлов А. С.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», (Москва, Россия)

Проблема «переноса тренированности» – одна из ключевых проблем в теории и практике подготовки квалифицированных спортсменов. Знание и использование в практике подготовки квалифицированных спортсменов законов «переноса тренированности» с тренировочных упражнений на соревновательные позволяет повысить эффективность тренировочного процесса за счет его оптимизации. Проблемы «переноса тренированности» затрагивали в своих трудах Л. П. Матвеев, Ю. В. Верхошанский и др. Сегодня исследованием закономерностей «переноса тренированности» всерьез занимается лишь Олимпийский чемпион, экс-рекордсмен мира в метании молота, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук А. П. Бондарчук (2007, 2010). Причина невнимания абсолютного большинства спортивных педагогов к данной проблеме – резкое снижение за последние десятилетия уровня профессиональных знаний отечественных тренеров и непонимание ими важности решения данной проблемы.

Законы системной физиологии [П. К. Анохин, 1958, 1968, 1975 и др.; С. Е. Павлов, 2000, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011], описывающие принципы построения целостных функциональных систем организма (конкретных поведенческих, двигательных актов) диктуют необходимость представления о сложной взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимозависимости эффектов действия на организм тренировочных упражнений различной направленности. Так серьезными исследователями, изучавшими особенности проявления «быстрой силы», всегда отмечалась сложная взаимозависимость скорости и силы [А. Н. Воробьев, 1977]. Развитие максимальной динамической силы практически не влияет на состояние скоростной силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела. Вместе с тем увеличение «быстрой» силы сопровождается приростом показателей быстроты движений как отягощенных, так и свободных частей тела. Рост показателей статической силы влияет лишь на увеличение максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений [А. Н. Воробьев, 1977]. Л. П. Матвеев (1997) писал: «…Если, к примеру, на одном и том же этапе тренировки концентри¬руются в больших объемах подготовительные упражнения, требую¬щие полной мобилизации аэробных и анаэробных возможностей спортсмена, вероятен своего рода «конфликт» между кумулятивными эффектами этих упражнений (известно, что возрастание уровня мак¬симального потребления кислорода может сопровождаться снижени¬ем уровня так называемого порога анаэробного обмена — ПАНО, и, напротив, — с возрастанием ПАНО может уменьшаться МПК, что по¬лучило наименование «феномена Джонгблоя»)…». Взаимосвязи, взаимовлияния и взаимозависимости эффектов действия на организм тренировочных упражнений различной направленности по целому ряду причин не линейны и не могут быть представлены в упрощенном виде, как это пытаются делать сегодня спортивные педагоги.

В многолетней спортивной подготовке квалифицированных атлетов необходимо применять средства, методы и методики, обеспечивающие рост специальной тренированности спортсмена. И эти средства и методы тренер всегда должен выбирать исходя из специфики основной спортивной деятельности своих подопечных. Данное утверждение не исключает использования в тренировочном процессе квалифицированных спортсменов дополнительных упражнений неспецифической направленности, но при этом следует понимать, что «перенос тренированности» может быть не только положительным, но и отрицательным. Следовательно, и эта группа тренировочных упражнений должна подбираться и использоваться в тренировочном комплексе таким образом, чтобы каждый компонент этого комплекса тренировочных воздействий на организм спортсмена обеспечивал именно положительный «перенос тренированности» на соревновательное упражнение. Ключ к пониманию законов «переноса тренированности» кроется в законах системной физиологии и в частности — в законах адаптации человеческого организма [С. Е. Павлов, 2000, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. На рисунке схематично представлены принципы «переноса тренированности».

«Автоматический» положительный «перенос тренированности» со специфических (по отношению к основной соревновательной деятельности спортсмена) тренировочных упражнений на основное соревновательное упражнение, согласно результатам исследований А. П. Бондарчука, осуществляется в ±10-15%-ом «коридоре специфичности» выполняемого упражнения – при соблюдении оптимального объема тренировочной нагрузки. Использование относительно специфических (находящихся за пределами ±10-15%-ого «коридора специфичности») тренировочных упражнений обеспечивает тем больший положительный «перенос тренированности», чем более специфичным (по отношению к основному соревновательному упражнению) оказывается используемое в тренировке упражнение. При этом основное правило, которому необходимо следовать при планировании и построении тренировочного процесса: эффекты специфической (по отношению к основному соревновательному упражнению) тренировочной работы должны доминировать в тренировочном процессе. Только в этом случае спортсмен и тренер может рассчитывать на рост тренированности, которая, к слову — всегда специфична и может быть оценена исключительно по динамике спортивных результатов, а не по результатам неспецифических тестов [С. Е. Павлов, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011].

«Перенос тренированности» (может быть как положительным, так и отрицательным!) на основное соревновательное упражнение в результате использования в тренировке дополнительных неспецифических тренировочных упражнений осуществляется благодаря эффектам «перекрестной адаптации» [Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова, 1988; В. Н. Платонов, 1988]. Однако, даже по оценкам В. Н. Платонова (1988) «стоимость» эффектов «перекрестной адаптации» в спорте невелика и, соответственно, столь же невелик должен быть эффект «переноса тренированности» с неспецифической тренировочной работы, на основную, соревновательную работу. По мнению двукратного Олимпийского чемпиона и многократного чемпиона мира по хоккею В. М. Анисина, эффекты неспецифической тренировочной работы, чтобы они реализовались в соревновательной деятельности, должны быть «захвачены» и «переработаны» основной специфической тренировочной работой (остается открытым вопрос – как это сделать?).

Вместе с тем, многолетней практикой спорта доказывается гораздо большая (относительно допускаемой тем же В. Н. Платоновым) эффективность использования в тренировочном процессе дополнительных неспецифических упражнений. В связи с этим мы выдвигаем гипотезу «резонансного переноса тренированности» с неспецифических тренировочных упражнений на специфическую спортивную деятельность. Суть гипотезы состоит в том, что неспецифические (по отношению к основной соревновательной деятельности) тренировочные упражнения могут быть эффективны в отношении специфического прироста тренированности, если их воздействие попадает в «резонанс» с воздействием специфических упражнений и усиливает эффект последних.

Литература »

Павлов С. Е., Павлов А. С. Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности» / Материалы IV-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М. П. Бердниковой, С. Е. Павлова – Сочи, 2013. — С. 100-103

Рис. Принципы переноса тренированности (СУ – соревновательное упражнение; ТУ – дополнительное тренировочное упражнение)




3 мнения к “Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности» Павлов С. Е., Павлов А. С. ФГБОУ…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика