⚕Принципы подготовки парамедика — авторское мнение⚕
Ещё раз публикуем текст Александра Хайтина, знакомого многим нашим постоянным читателям по информативным и полезным комментариям к постам нашей группы, поскольку поднятая в тексте тема не устаревает, а наоборот. Александр пишет о принципиальных положениях, на которых, на его взгляд, должны основываться обучение и подготовка парамедика.
[id388324|Александр Хайтин]:
Будучи читателем группы, не смог удержаться и решил попробовать себя в роли писателя. 😊
Немного о себе, чтобы было понятно, какая подготовка и опыт стали основой предлагаемого мнения.
Есть опыт участия и руководства туристскими походами с автономностью до 2 недель и сроком эвакуации до 5 суток. Серьезных травм и болезней, требующих эвакуации, не было, но какие-то «средние» травмы, требующие оказания помощи и принятия решений, связанных с медициной, были.
Далее было обучение на спасателя и сейчас я руковожу волонтерским ПСО «Экстремум». Это аттестованное профессиональное формирование с существенной практикой в поиске и спасении потерявшихся в лесу (гипотермия, острая реакция на стресс, редкие травмы, обезвоживание и длительные сроки эвакуации), участии в тушении пожаров и разборе ДТП (отравления, травмы и т.д. с коротким сроком эвакуации и доступной мед. помощью), обеспечении безопасности мероприятий (травмы, отравления, обострения заболеваний с разными сроками эвакуации в зависимости от места проведения).
Несколько лет назад мы столкнулись с тем, что у нас есть «дыра» между тем, чему и как учат в области базовой первой помощи и реальными проблемами, с которыми мы сталкивались на практике. Вместе с коллегами врачами мы начали переделывать систему подготовки и вырабатывать тактику оказания помощи с учетом практических задач.
Чтобы получить собственную квалификацию в области парамедицины я за несколько лет обучился, сдал экзамены и прошел клиническую практику по следующим курсам:
EMT-B / Combat Medic – базовый уровень подготовки парамедика для гражданского и военного применения
EMT-P / Tactical Paramedic – продвинутый уровень подготовки для гражданского и военного применения.
Практику проходил на «скорой» в Сараево и в госпитале в ЮАР. Есть разовый опыт практики на скорой в Ленобласти.
Военная подготовка базовая, боевого опыта нет, опыта работы в армейских структурах тоже нет.
Все это не делает меня врачом или экспертом в области, но мне кажется, что некоторые мысли будут полезны, благо они все же не совсем с дивана.
Для удобства я их пронумерую:
1. Для людей, не имеющих медицинского (врачебного) образования и опыта, нет иного пути подготовки, кроме как работы по протоколам, то есть парамедицины.
Да, если на месте оказывается врач, причем врач способный работать вне привычной для него среды, что встречается не так часто, как можно подумать, такой врач принесет больше пользы, чем парамедик. Но шансы на такую удачу невелики, потому что после того, как врач отучился 7 лет, использовать его «в поле» крайне расточительно.
Парамедик, в отличие от врача, работает в сложных и иногда опасных условиях при ограниченности ресурсов, времени, расходников, оборудования и средств диагностики. В этих условиях задача оказания помощи сводится к быстрой оценке рисков, определению основных угроз, выборе способа эвакуации, стабилизации состояния пострадавшего. И для решения этих задач нужна соответствующая подготовка, которая позволяет взять спасателя (бойца) и дополнить его квалификацию парамедициной, не требуя 7 лет обучения и практики.
Так что если речь идет об оказании помощи на месте (на догоспитальном этапе) стоит сосредоточиться на парамедицинском подходе.
2. Парамедицинский подход имеет свои ограничения. Поскольку при подготовке парамедика не развивается полноценного клинического мышления, парамедик должен избегать придумывания собственных алгоритмов, протоколов и т.п. Это входит в противоречие с привычным профессиональным подходом, когда практикующий специалист активно перерабатывает опыт в знания, но в этой области самоограничение необходимо.
Сейчас работа над постоянным изменением протоколов ведется специалистами, квалификация которых высока, а объем анализируемых данных велик. Поэтому у взятого отдельно парамедика или даже врача просто нет возможности сформировать собственный протокол аналогичной обоснованности.
При этом заранее известно, что протоколы частично плохи. За последние несколько лет существенно поменялись:
· Протоколы работы при подозрении на спинальную травму (использование шейных воротников);
· Протоколы обезболивания для военных;
· Протоколы работы с кровью для военных;
· Протоколы при шоке (использование TXA);
· …
В 8-м издании ITLS список изменений относительно 7-го издания занимает полторы страницы. И все изменения вносятся на основе достаточно серьезных исследований.
В сумме вывод прост: чем более в методике авторского, тем она хуже для подготовки парамедиков. И надо заранее смириться с тем, что многие протоколы придется принимать и потом заменять без глубоко понимаемого обоснования.
3. Любой подход к оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе неотделим от тактической ситуации. Попытка собрать набор протоколов и укладку, которая сойдет сразу для альпинистов в автономке на 4 недели, для пожарных/спасателей, работающих на ЧС, для пехотного подразделения на передовой и для группы спецназа на выходе обречена на провал.
Обязанности медика, а тем более руководителя/командира ответственного за решение задачи, включают:
· Оценку рисков для конкретной задачи;
· Определение необходимых ресурсов (расходники, оборудование, люди) для управления этими рисками;
· Определение способов и планирование эвакуации, в т.ч. оценку времени и возможности эвакуации;
· Разработку и согласование друг с другом противоречивых требований к выполнению задачи, оказанию помощи, доступности ресурсов и т.п.;
· Оценку доступности нужных ресурсов, предварительный поиск недостающих ресурсов.
И только на стыке всех этих задач можно предметно обсуждать пределы оказания помощи, набор оборудования, расходников, медикаментов, тактику оказания помощи.