Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
18 сентября 2024
  • :
  • :

ПРИНЦИП ПОЛЯРНОСТИ Одна из важнейших заслуг Юнга в психологии — рассмотрение принципа полярности психики…

ПРИНЦИП ПОЛЯРНОСТИ

Одна из важнейших заслуг Юнга в психологии — рассмотрение принципа
полярности психики и его психодинамического значения. Этот принцип позволяет нам понять многие особенности переживания и поведения человека, в том числе и с точки зрения его подверженности невротическим нарушениям. Как будет показано далее в данной статье, подход, который основывается на этом принципе, предоставляет также возможность рассмотреть с единой точки зрения различные глубинно-психологические представления о возникновении, сущности, аналитическом лечении и устранении душевных расстройств.

Однако психологию Юнга нельзя целиком сводить только к этому способу рассмотрения, каким бы важным он ни был. Второй существенный аспект в его рассуждениях, касающихся психологии неврозов, обозначается понятием эмоционально окрашенного комплекса, третий аспект — понятием либидо и, наконец, четвертый аспект, который он, однако, не сумел разработать в виде системы, связан с его представлениями об отношениях между индивидуальной и коллективной психикой.

Кроме того, Юнг стал известен своими положениями о реальности нуминозного мира человеческих переживаний, который он пытался постичь с помощью разработанной им теории архетипов. В последующих рассуждениях этот аспект учения Юнга я разбирать не буду. «Проблема противоположности», которую Юнг постоянно затрагивает в своих книгах, основывается на «контрадикторной и контрапунктной структуре психики». Йен Гебзер обратил внимание на то, что при рассмотрении Юнгом «противоположностей» речь, собственно говоря, идет о полюсах вышестоящей целостности. Это вытекает также из положения самого Юнга о том, что между так называемыми противоположностями существует связь, которая делает возможным их объединение или синтез

Вышестоящая целостность, которая виртуально всегда существует, при особых жизненных обстоятельствах выражается в виде напряжения между двумя полюсами. Проблема противоположности, или принцип полярности, по Юнгу, имеет принципиальное значение: «Психология, обязанная быть чем-то большим, чем просто техническое вспомогательное средство, должна основываться на принципе противоположности» .

То, что я понимаю под полярностью и ее психодинамикой, мне бы не хотелось рассматривать на примере понятий, которые можно почерпнуть непосредственно из сочинений Юнга: прежде всего мне вспоминается типология Юнга с противопоставлением экстраверсии и интроверсии, чувствования и мышления, ощущения и интуиции, а также понятия Тени, Анимы и Анимуса, Персоны и души. Впрочем, и сам Юнг придает содержательному аспекту этих понятий такое большое значение, что при чтении его трудов можно просто не заметить основной принцип, который мне хотелось бы здесь выделить.

Для пояснения теории полярности я использую рассуждение одного автора, который при написании своей работы вообще не испытывал влияния юнгианской психологии. В своей книге «Сущность и изменение добродетелей» (Bollnow 1958) Отто Фридрих Боллнов описывает добродетели, которым он дает общее название «буржуазные добродетели». Это те добродетели, которые в эпоху просвещения в XVIII веке впервые были выделены как связанные между собой. Слой мелких буржуа начал заправлять в культурной жизни, при этом экономические добродетели определялись как основа «искусства правильного ведения хозяйства» и противопоставлялись потребностям дворянства.

В качестве первой, так сказать, «главной» из всех буржуазных добродетелей
Боллнов называет порядок. Он понимает под этим порядок в материальном смысле как осуществление строгого контроля над всеми имеющимися в распоряжении средствами, а также планирование жизни в соответствии с определенными правилами и при наилучшем использовании времени; и в этом, социальном, смысле очень важны такие качества, как надежность и пунктуальность. То есть речь идет о рациональном планировании жизни во всех ее областях.

В основе такого мировоззрения лежит имплицитное убеждение в том, что жизнь можно построить в соответствии с разумными и целесообразными принципами, главное только — наличие доброй воли у всех заинтересованных людей. С порядком тесно связана буржуазная добродетель бережливости и целесообразного, с точки зрения будущего, обращения с имеющимися средствами. В качестве еще одной буржуазной добродетели добавляется прилежание. О «прилежании» стали говорить столь же много, как о «трудолюбии», только с XVIII века. Однако Боллнов утверждает, что и в этом, актуальном сегодня значении, слово «прилежание» вначале относилось к умеренности в наслаждении жизнью и только в XVIII веке стало пониматься как выражение соответствующего отношения к делу.

Боллнов упоминает также чистоплотность. Под этим понятием вначале понималась внешняя чистоплотность, опрятность по отношению к конкретным повседневным вещам, включая собственное тело. Однако «чистоплотность» означает также общую нравственную чистоту человека, то, что он не запачкан «грязью греха». Боллнов утверждает, что без чистоплотности невозможен порядок в повседневных вещах. Отношения между порядком и чистоплотностью станут нам еще более понятными, если мы определим грязь — шутливо и все же, пожалуй, верно — как «материю не на том месте».Упомянутые добродетели представляют собой идеалы буржуазного отношения к жизни.

Боллнов приводит и противоположные установки — например, аристократическую. Дворянство обладало властью и богатством, и как средоточие его этического мировоззрения возникли великодушие и щедрость. Боллнов упоминает также эпоху «Бури и натиска» и связанное с нею наивно-восторженное ощущение жизни романтиков и, как продолжение того и другого, развитие жизнеутверждающей философии второй половины XIX века. Боллнов дает этим трем установкам общее название «иррациональная жизненная позиция».

Леонгард Шлегель — Психодинамика полярности в психологии Юнга

#ЖизньДуши




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика