Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
22 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Мальчик 11 лет. Рос живым, играл с детьми. Учился хорошо до…

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Мальчик 11 лет. Рос живым, играл с детьми. Учился хорошо до 3-го класса; затем стал жаловаться, что его бьют, и сам стал драться. Постепенно делался нервным, раздражительным, жаловался, что за ним следят, от всех уединялся. В больнице всего боялся, держался один, был вялым, пассивным. Мало разговаривал, был растерян. Иногда удавалось выяснить, что мальчик живет своим миром, все окружающие кажутся ему переодетыми, ему кажется, что на детях другая кожа, вроде маски. Слышит голоса. Мысли путаются. Ему кажется, что окружающие знают, о чем он думает. Отмечает
У себя два желания: и хочется чего-нибудь и не хочется; когда пишет,
одновременно думает о другом.

На эксперименте обнаружилось, что в интеллекте мальчика значительная дисгармония: с одной стороны, интеллект его
Достиг определенной высоты, а с другой — он застрял на более
ранней стадии. У мальчика хорошая память. Он легко комбинировал любые узоры Косса. Он мог комментировать некоторые метафоры и в то же время в комментировании некоторых пословиц проявил инфантильность. Например, пословицу «С мира по нитке — голому рубашка» он так понял: «Он ходит по миру в голой рубашке». К пословице «Не в свои сани не садись» он подобрал объяснение: «Если уже поехал куда, с полдороги возвращаться поздно» — и заявил: «Если он сядет в чужие сани, его с полдороги выгонят». В этих объяснениях
выявляется нерасчлененное мышление, достаточно общих слов, чтобы несоединимое было соединено. Такое же непонимание он проявил в комментировании отношений; на вопрос «Правильно ли сказать: у меня три брата — Иван, Сергей и я? » он ответил, что он не назвал себя.

Детские психологи считают, что непонимание отношения является специфичным для раннего возраста; такая же инфантильность проявилась и при том, как он описывал картинки: если на картинке были изображены животные, он заставлял их говорить, и люди также обращались к ним с речью — это характерный для детского возраста рассказ по картинке. Он любит сказки, фантастические рассказы, с увлечением рассказывал экспериментатору сказку, где фигурировал Кощей Бессмертный, баба-яга, волшебные замки, живая вода, говорящие животные, различные превращения. Поведение его на эксперименте часто было игровым: из картинок, смысл которых надо было понять, стал строить карточные домики, играл с ручкой, с карандашом.

Наряду с такими элементами инфантилизма эксперимент
вскрывал элементы процессуальности: в ассоциативном эксперименте отмечались большие задержки на различных словах, доходящие до 16 секунд. Как оказалось при анализе, он задерживался потому, что очень напрягался, чтобы придумать нужное слово, и чем больше напрягался, тем дольше ничего не мог придумать, происходили задержки (типа Sperrung). Он хорошо мог выполнять задание на распределяемость внимания. Мог зачеркивать различные буквы в тексте Бурдона и одновременно разговаривать с экспериментатором. В классе он мог
писать без особых ошибок и одновременно думать о другом.
Ему легче было зачеркивать, разговаривать и писать на уроке
с отвлеченным вниманием, чем без отвлечения. В его мышлении отмечено много формального, пустого. Например, он так ответил на вопрос «Какой формы бывают предметы?»: «Четырехугольные, пятиугольные, восьмиугольные, десятиугольные, пятнадцатиугольные…», т. е. намечаются уже элементы автоматизма. На эксперименте большей частью был вялый, заторможенный, безынициативный. Развитие его застряло вследствие процесса на ранней инфантильной стадии, и мы видим у него веру в нечистого духа, в черта, которого, как рассказывал, видел в тучах: «Ноги у него, глаза, идет большущий…» Он верит в воздействие на него этого нечистого духа, верит в воздействие на него окружающих предметов и людей;
он верит в то, что предметы, люди могут на глазах меняться.

Ему кажется, что люди перелетают, как черти, через забор и меняют свой внешний вид, а то, как это надо делать, они от него
скрывают, а ему бы очень хотелось это узнать.
Эксперимент вскрыл ряд процессуальных симптомов, задержки в мыслях, расщепление, а также уже намечающийся дефект; мышление начинает приобретать формальный характер. Личность снижается, нарастает вялость, пассивность.

Диагноз при выписке: шизофрения. Заметное опустошение.
Течение вялое, но тяжелое, хотя и детская форма, но течет с расщеплением, по типу взрослого.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика