ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Девочка Т. В., 14 лет, ученица 8-го класса. Поступила в больницу
с диагнозом шизофрении и с жалобами: плаксивая, раздражительная,
заявляет, что у нее нет родителей, она воспитывается в чужой семье.
Начались затруднения в обучении.
Девочка критически относится к своим родителям, считает их малокультурными и даже стыдится их (отсюда заявление, что они ей не родные). Она очень высокого мнения о себе, окружающая ее жизнь
ее не удовлетворяет, она любят читать научно-фантастическую литературу, любит мечтать. Интересуется вопросами театра, мечтает
быть артисткой; в школе выступала в театральных постановках,
и ее хвалили; театр ее привлекает своей яркостью, красочностью,
жизнь там кажется праздником. Сама она всю жизнь играет. Например, когда ей поручают купить хлеба, она воображает, что играет роль
девочки, которой поручено купить хлеб, и эта игра помогает ей исполнять скучную обязанность. Так она ведет себя дома, где все ей кажется некрасивым, вульгарным. Она любит декламировать произведения Лермонтова и Маяковского, и сама пишет стихи. Учиться ей скучно, по литературе и истории она знает больше, чем ей преподают, а учительницу литературы критикует за ее некультурный язык, за то, что она мало знает и мало дает своим ученикам. Курс истории за 8 классов был ей весь знаком, так как она много читала и по истории . Она любит первые роли, она добилась того, чтобы ее выбрали комсоргом класса. Но эта обязанность и стремление все время играть первые роли ее весьма истощают, иногда ей бывает очень скучно. Она
любит только себя, любит себя слушать— как поет, декламирует.
Ко всем окружающим у нее отношение критическое, она не знает
даже, что такое любить людей, своих родителей, подруг. Она живет
в постоянном напряжении, ей тяжело, ей бы хотелось быть ребенком,
чтобы кто-нибудь ее ласкал, а с матерью у нее такие далекие отношения, что подойти к ней она не может, да и не хочет. У нее бывали суицидальные мысли, так как ей тяжело бывает жить. Она заявила, что
уже много испытала, она много читала, понимает театр, знает, как
создается роль. Говоря об этом, она патетически восклицала: «Что нее
мне еще остается!» и прибавляла: «Я себя не убью, ноя знаю, что
я долго жить не буду, я скоро умру!»
Месяца 3 назад начала чувствовать утомление, во время которого
могла не понимать, что читает. Стало все скучно, неинтересно, стало
все раздражать, не могла продолжать обучение в школе, она даже стала думать, не поступить ли ей на работу в библиотеку, в какую-нибудь лабораторию. Ее очень обижало, что в школе не признавали этого ее утомления, а считали ее снижение в школьной работе ленью.
В больнице на психологическом исследовании выяснилось,
что по своему общему развитию и интеллекту она выше своего
возраста. У нее хорошая словесная и зрительная память, хорошо развито мышление в понятиях. Она хорошо классифицировала, возмущалась, что в группу живых существ рядом
с птицами надо помещать человека. Речь культурная, правильная; ответы немногословны. По Роршаху был конкретный о лределенный образ: кошачья морда, летучая мышь, лягушка.
Хорошо комбинировала, всегда любила собирать предметы
по конструктору, любила геометрию. При комбинировании
применяла высокие методы работы, работала планово. В выполнении заданий проявилась рассеянность. Ассоциативный
процесс быстрый, координированный.
С нею можно было говорить, как со взрослым человеком; она
хорошо знает классическую и советскую литературу, о всех прочитанных книгах имеет определенное суждение. Девочка с преждевременным интеллектуальным развитием; жила все время интенсивной умственной жизнью, много читала, часто по ночам;
увлекалась театром, стремилась быть выше всех, постоянно играла какую-нибудь роль. Все это ее очень утомило. Сейчас — это
реакция, переутомление. Отсюда вялость, раздражительность, недовольство всем окружающим, иногда суицидальные мысли.
Причина этих мыслей: затруднение в обучении, невозможная для
нее семейная жизнь, она уже давно не любит мать, обижается,
когда мать на нее кричит по всяким пустякам, а отец совершенно безвольный, всецело под влиянием своей жены.
На конференции было отмечено, что переживания этой девочки очень сложные, что это переживания пубертатного возраста. В ее состоянии нужно отметить три особенности: 1) всю свою жизнь она жила больше фантазиями, чем реальностью; 2) она эгоцентрична, не любит никого, кроме себя; 3) у нее нет непосредственности, всю жизнь она рисуется, принимает различные позы, играет роли. За постановку диагноза шизофрении здесь могло бы быть изменение отношения к родителям
и нарушение работоспособности, подозрительна также вялость,
апатичность, хотя нет раздражительности, гиперестетичности. Однако от постановки диагноза шизофрении здесь надо воздержаться. Ведущий синдром у нее — синдром игры. Ее утомляемость за счет тяжело протекающего пубертатного криза.
В связи со слабостью подростка у него все внимание сосредоточивается на себе и происходит отрыв от окружающего.
При однократной беседе в диспансере было легко ошибиться в диагнозе, и амбулаторные врачи посылали таких подростков в больницу с диагнозом шизофрении. Однако более продолжительное, глубокое обследование в клинике с тщательным
психологическим исследованием мыслительных процессов
и всей личности больной помогли провести тонкий дифференциальный диагноз и отвергнуть шизофрению.
В этих случаях имеется также изменение личности, как
и при шизофрении, но это изменение другого характера;
при шизофрении наблюдается качественное изменение лично-
сти, личность делается другой, а здесь количественное изме-
нение потенций личности; личность оскудела, но в сущности
она мало изменилась, ее легче поправить, излечить. Выход
из подростковых сдвигов иной, чем при шизофрении.
Психологический эксперимент помогал разобраться в осо-
оенностях подростковых переживаний; он мог констатировать
отсутствие расстройств мыслительного процесса, характерных
для шизофрении, психологический анализ помогал выявлению
черт личности, характера, всего поведения подростка.
Обычно из больницы такие подростки выписывались в хорошем состоянии.