ПРИЧИНЫ ЗАВИСТИ
Из-за чего же произрастает зависть у взрослого человека? Из-за осознания того, что другой человек наслаждается желанным нами объектом, которого мы лишены, но не только объектом, он может обладать каким-то качеством или у него есть хорошие отношения, которых мы лишены. Это наглядно видно при изучении взаимодействия между сиблингами. Это также хорошо показано в библейском мифе о Каине и Авеле.
Леопольд Сонди предлагает интересную интерпретацию этого мифа. Он вводит в глубинную психологию понятие «Комплекс Каина». Если Эдипов Комплекс описывает отношения между сыном, матерью и отцом (любовь сына к матери и ненависть к отцу), то Комплекс Каина описывает отношения между сыном, братом и отцом (любовь сына к отцу и зависть к брату).
Комплекс Каина, как и Эдипов комплекс, описывает сложность отношений между людьми. Там, где есть двое – третий лишний. Отношения между Каинов и Авелем это борьба за отцовскую любовь, а не материнскую любовь, как было в случае Эдипа. Каин любил отца и завидовал брату, но он не мог открыто высказать это. Пытаясь скрыть зависть от глаз окружающих, он старался следовать заветам Бога-Отца и быть «хорошим сыном». Однако в определенный момент у Каина появилась сильная ненависть к Авелю и желание убить. Произошло это после того, как дар, принесённый Авелем, оказался угодным Богу, в отличие от приношения Каина.
Из чего складывается зависть? На наш взгляд, зависть включает в себя два важных элемента. Она складывается из желания справедливости и жажды признания, которое происходит из желания внимания. Каин увидел крайнюю несправедливость в том, что Бог принял жертву Авеля, а от его жертвы отказался. Это означало, что Бог-Отец отвергает его, не признает его труды, а значит и его личность. То есть здесь идёт речь об эгоцентричной позиции субъективно понимаемой справедливости, что приводит к обиде и ревности. «Это отношение ко мне чрезвычайно не справедливо!» – взывает к небесам Каин.
Однако, вместо того, чтобы поговорить об этом с братом и отцом, высказать своё недовольство, он подавляет в себе зависть, что в дальнейшем приводит к вспышке агрессии и убийству родного брата. Отстаивая свое понимание того, что есть справедливо, Каин навязывает свою точку зрения всем, убивая брата и «наказывая» Бога-Отца. Любой, нарушающий ее, пусть даже это будет его брат, безо всякого снисхождения определяется в качестве персонального «врага», требующего немедленного «справедливого» наказания, вплоть до смертной «казни».
Сонди считал, что большая часть всемирной истории состоит из вновь и вновь воссоздающейся истории каинов. История никогда не являлась неуклонным и планомерным продвижением от низшего к высшему, от худшего к лучшему, от рабства к свободе. История представляет собою скорее круто извивающуюся кривую. За подъемом тут же следует срыв. Пророки и святые, в конце концов, распинаются народом на кресте или сжигаются.
Сонди допускает, что римский император (Луций Домиций Нерон) может позволить себе убить своих брата и мать, своих жен и воспитателя, поджечь Рим просто из желания посмотреть на горящий город, устраивать первые преследования христиан, делая их «козлами отпущения». Разум правителей слишком часто оказывается обезображенным страстями. Как часто «надежды на лучшую жизнь приносятся в ней в жертву зависти, ревности и тщеславию. А зависть, ревность, тщеславие – это то, что принадлежит Каину. Не Бог, а человек по имени Каин манифестирует во всемирной истории.
Каин со своей завистью и жаждой справедливости ни на мгновение не остается без работы. Он все такой же, как и в момент «братоубийства». Он и сейчас почти все тот же Каин времен начала всемирной истории, известный нам из библейских преданий. Изменилось лишь его орудие. В истории это выражено следующим образом: «Племя выступает против племени, селение против государства, христианин против язычника, культурный народ против первобытного народа, союз государств против сверхдержавы. Кроме того, еще вступают в борьбу и крестьяне с землевладельцем, милитаристы с пацифистами, рабочие с капиталистами, анархист с теми, кто обожествляет государство. И теперь нам становится понятным, что лежит в основе братоубийственных войн!
Каин не в силах сдерживать свой гнев, зависть и ревность, а потом внезапно, подобно взрыву, убивает Авеля, но Каин еще и стремится быть выше всех, ему нужно признание и его субъективное понимание справедливости. Именно сочетание желания признания, справедливости и неразрешенная зависть приводит к убийству, в своем роде акту возмездия. У Каина достаточно сил, чтобы убить любого, кто встал на его пути. Слабые же, ломаясь под нажимом совести, становятся невротиками или психотиками, вытесняя зависть из сознания, они направляют агрессию на своё Я, а не на Я брата или соседа.
Автор статьи психологизирует явление, носящее по большей части социальный характер. Современное общество основано на иерархии, конкуренции, неравенстве и несправдливости. Наивно уравнивать зависть и недовольство человека несправедливым положением вещей.