Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
20 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

Подход Кляйн к проблеме страха Работы Мелани Кляйн радикально изменили подходы к рассмотрению страха,…

Подход Кляйн к проблеме страха

Работы Мелани Кляйн радикально изменили подходы к рассмотрению страха, поскольку она перенесла центр внимания с ситуации общего страха, изучаемого Фрейдом, на один из внутренних моментов содержания фантазии страха. Кляйн выделила два четко разделяемых класса страха и защиты, а именно: параноидально-шизоидная позиция и депрессивная позиция. Она поместила изучение страха на первое место в своей психоаналитической работе: «С самого начала моей психоаналитической деятельности я сосредоточила внимание на страхе и его причинной обусловленности».

Страх рассматривался в качестве главной мотивации, которая стимулирует развитие индивидуума, хотя чрезмерный страх, если он выходит из-под контроля, может также иметь противоположный эффект и привести к торможению развития. Кляйн утверждала, что у младенцев есть врожденная тяга к получению различного рода знаний и что первым объектом любопытства ребенка становится тело матери: что творится внутри этого тела, что в нем содержится, как это влияет на его внешний вид и чем оно отличается от собственного тела младенца.

Так же как и Фрейд, Кляйн считала, что внутри каждого из нас существует внутренняя игра между тем, что мы называем влечением жизни (или любовью), и влечением смерти (или ненавистью), что обусловливает двойственность индивида. Воодушевляющий опыт с матерью генерирует импульсы любви, в то время как опыт разочарований порождает ненависть и гнев. Легко увидеть, как быстро ребенок может переключаться от одного состояния к другому. Кажется, что ребенок, который хочет есть и отчаянно кричит, находится во власти явного негативного опыта. Однако как только его (я использую местоимение «он» для описания ребенка, что вовсе не означает его пол) берут и подносят к груди матери, картина полностью меняется.

Ребенок, как по мановению волшебной палочки, затихает, успокаивается и чувствует себя комфортно. Другим центральным понятием в теории Кляйн является так называемая неосознанная фантазия. Это означает, что все импульсы организма и эмоциональный опыт находят психическое отражение в форме фантазий, которые младенец использует, чтобы создать свою собственную уникальную картину мира. Ребенок все время пытается извлечь смысл из своего опыта, построить модель мира — свое внутреннее представление, которое проверяется и изменяется в течение всей жизни.

Например, состояние неприятной инстинктивной напряженности, являющейся результатом голода, может быть воспринято как деятельность какого-то неприятного объекта внутри индивида. Таким образом, с самого начала младенец несет в себе динамический, постоянно меняющийся, живой внутренний мир. Этот мир населен представлениями о себе в отношениях со значимыми внешними объектами, определенными внутренними объектами или частями самого себя относительно друг друга. Состояние этих внутренних объектов изменяется в соответствии с теми функциями, которые им приписываются, а также с тем, что берется от людей извне, нашими внешними объектами.

Эмануэль Рики — Страх




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика