ПЛАНОВАЯ ПОМОЩЬ: ОКАЗЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРЕКРАТИТЬ.
Каковы санкции, если поставить запятую в неправильном месте?
#коронавирус #юриспруденция
Аналитика от медицинского юриста.
Статья старшего юриста ONEGINGROUP Анны Медведской.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций рассматривают возможность переноса сроков оказания медицинской помощи в плановой форме.
23 марта 2020 г. этот вопрос был рассмотрен, и Постановлениями Главного государственного санитарного врача по г. Санкт-Петербургу от 23 марта № 3 и 25 марта 2020 г. № 4 был введён запрет на оказание плановой медицинской помощи.
В частности, до 30 апреля 2020 г. не проводится:
— плановая госпитализация пациентов в медицинские организации (далее – МО) стационарного типа за исключением пациентов с заболеваниями, включёнными в перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. № 715, а также пациентов с заболеваниями и состояниями, при которых отсрочка оказания медицинской помощи на определённое время может повлечь ухудшение их состояния, угрозу жизни и здоровью;
— посещение пациентами многопрофильных амбулаторно-поликлинических МО в плановом порядке, за исключением пациентов с заболеваниями и состояниями, при которых отсрочка оказания медицинской помощи на определённое время может повлечь ухудшение состояния, угрозу их жизни и здоровью, включая острые заболевания, травмы, обострения (декомпенсации) хронических заболеваний, в том числе пациентов, которые проходят (завершают) курс лечения в дневном стационаре;
— плановая диспансеризация;
— плановые профилактические осмотры населения, включая обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры отдельных профессиональных групп, за исключением медицинских осмотров для трудоустройства на работу, по направлению призывной комиссии, для прохождения медико-социальной экспертизы;
— плановая вакцинация детского и взрослого населения, за исключением вакцинации новорожденных детей в родильных домах и перинатальных центрах;
— медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, оздоровление, за исключением лиц, направляемых на реабилитацию непосредственно из стационаров.
Для медицинских организаций такой запрет стал настоящим ударом: ряд отраслей медицинской деятельности полностью парализован, в связи с чем представляется необходимым разъяснить правовые основания такого запрета и юридические последствия его игнорирования.
Запрет на оказание плановой медицинской помощи введен Постановлениями Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербурга, вынесенными на основании п. 6 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Вопреки дискуссии о противоречии между содержанием статьи 31 закона, регулирующей порядок введения карантина, и статьи 51, содержащей полномочия главного государственного санитарного врача и его заместителей, статья 51 наделяет полномочиями по введению ограничительных мероприятий в организациях и на объектах всех главных государственных санитарных врачей, в том числе руководителей Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах РФ. Возможность вынесения постановлений о введении ограничительных мероприятий в организациях и на объектах при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, также предусмотрена п. 8.34.3 Положения об Управлении Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 751.
Правовая природа постановлений Главного государственного санитарного врача субъекта РФ относит их к санитарному законодательству по смыслу ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», однако Постановления № 3 и № 4 содержат требования о проведении медицинскими организациями противоэпидемических мероприятий (временном запрете оказания плановой помощи с целью сокращения потоков пациентов).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Более того, согласно п. 8.34.2 Положения об Управлении Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 751, при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, главный санитарный врач имеет право принимать меры по приостановлению выполнения отельных видов оказания услуг.
Таким образом, с учётом того, что в настоящее время весь вектор внимания государственных органов направлен на соблюдение мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, с высокой вероятностью можно предположить, что возможные меры к медицинским организациям-нарушителям, продолжающим оказывать плановую помощь в условиях запрета, будут самыми строгими из возможно предусмотренных.
Таким образом, медицинским организациям целесообразно оценить риски – стоит ли продолжать оказывать плановую помощь в течение 30 «запрещённых» дней при высоком риске приостановления деятельности клиники на срок, превышающий 30 дней в три раза?
Кроме того, ст. 57 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства: в случае, если достоверно будет установлен факт заражения пациента новой коронавирусной инфекцией и причинение вследствие этого вреда его здоровью при его обращении за плановой помощью в медицинскую организацию в период с 23 марта 2020 г. до 30 апреля 2020 г. не исключается возможность наступления соответствующей ответственности. Однако, учитывая общее эпидемиологическое неблагополучие, доказывание причинно-следственной связи между получением пациентом плановой медицинской помощи и его заражением станет практически невозможным.
https://onegingroup.ru/press-tsentr/novosti/planovaya-pomoshch-okazyvat-nelzya-prekratit-kakovy-sanktsii-esli-postavit-zapyatuyu-v-nepravilnom-m/?fbclid=IwAR3909MKY17W4qQDZuu4qv75B7A05DPaHeulokr9UDaYAj_LlliNB2i6qRo
.
Такие события проверки есть гос-во или есть только его имитация, как в случае с РФ.