ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковым считается период развития человека с 11-12 до 15-16 лет. Для него характерно бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Что касается понимания хронологических границ рассматриваемого возраста, то в психологической литературе нет единого мнения. Большие сдвиги, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности подростка, характеризуют этот возраст в качестве «переходного» от детства к взрослости.
Подростковый возраст богат на драматические переживания, трудности и кризисы. Здесь формируются устойчивые поведенческие формы, черты характера, эмоциональное реагирование. Это период, когда происходят достижения, стремительно наращиваются знания, умения, становление «Я», обретается новая социальная позиция. Наряду с этим теряется и детское мироощущение, появляется чувство тревоги и психологический дискомфорт.
Работа психолога с подростками должна предусматривать тот факт, что возраст характеризуется диспропорциями в развитии. В этот момент растет внимание к себе, собственным физическим особенностям, происходит обострение реакции на мнение окружающих, растет чувство собственного достоинства и обидчивость. Часто подростки преувеличивают свои физические недостатки.
Психофизиологическое развитие подростка в качестве важнейших моментов развития включает половое созревание и половую идентификацию, которые можно считать двумя линиями одного процесса психосексуального развития. Дискомфорт подростка на психофизиологическом уровне может быть вызван разными причинами:
неустойчивость сферы эмоций;
особенности высшей нервной деятельности;
высокая степень ситуативной тревожности.