ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТМЕДУ В ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
(информация к сведению)
Рекомендовано Ю.Ю. Евичем
В первую очередь, работая с современной армией, нужно заранее избавиться от всех иллюзией: если вы не кадровый офицер, досконально знающий все особенности службы подразделения, собаку съевший в планировании и пользующийся поддержкой командования полка, ваш план, рассчитанный на то, как оно должно было бы быть, если бы всё было правильно организовано, не будет реализован, как бы идеален он ни был.
К сожалению, на данном этапе, армия у нас представляет собой сугубо отчетную организацию: если в отчете красиво написано – значит, все хорошо, занятия проведены и бойцы готовы. Что, на деле, не соответствует действительности, ибо, «галопом по Европам» продемонстрировав взводу приёмы наложения жгутов, вы не привьете солдату никаких навыков. А галочка в отчете будет поставлена.
Взводные и ротные командиры чрезмерно загружены работой по составлению этих самых отчетов и ваше появление, для них, означает, в первую очередь, увеличение её объема. И, действительно, тактическую медицину, в вашем лице, необходимо внести в план, а для этого план надо переработать, сократить время, отведённое для других дисциплин, переписать и переподписать. И, именно поэтому, любой офицер будет вам, как инструктору, безмерно и искренне рад ровно до того момента, когда вы изложите своё видение вопроса и начнёте настаивать на реализации своего плана. После этого его основной целью будет свести ваши запросы к обеспечению по остаточному принципу. И вам крепко повезет, если это обеспечение будет не только на бумаге.
Плюс ко всему, необходимо отметить заранее провальную попытку работать с такой новой дисциплиной, как тактическая медицина, по-старому: «Вот, есть у нас, тут, тактический медик – айда, он за час из вас понаделает специалистов!»
В голове у офицеров намертво сидит то, как учили их самих: раз в месяц получасовой инструктаж. То есть, пришли на занятия, 40 минут с ними позанимались – всё! — считается что они подготовлены в части медицины. В большинстве своём, так сейчас и готовят.
Поэтому и к тебе относятся так же:
«- Вот тебе взвод на час, сделай из них специалистов по тактической медицине!
— Я не успею ничего сделать.
— А почему так медленно?
— Да потому, что объем материала!
— Ну хоть что-то, и слава Богу…»
В штабе галочку поставили, понимаете?
Чаще всего подготовка сводится к работе повзводно, когда к единственному на батальон, а то и на весь полк, инструктору приводят 25-30 бойцов, на час, а, может быть, и меньше, как раз, между метанием гранат и сбором стреляных гильз, чтоб они поупражнялись со жгутом, ибо нигде, кроме учебной точки по медицине, они заниматься не могут по причине отсутствия у них жгутов.
«- Бойцам необходимо выдать жгуты для тренировок!
— А у нас нет…
— А как вы воевать собрались?
— Ну, есть, но их мы выдадим только на боевые!
— А учить как???
— Не знаем… Мы заказали, должны привезти… через неделю… может быть…»
Никто не хочет понимать, что с автоматом, в бронежилете да в каске солдат носится целый день, он ко всему этому привыкает, автомат становится если не родным, то, по крайней мере, очень близким. На занятиях по стрельбе у них несколько упражнений — это приведение к нормальному бою, это стрельба лежа/с колена/стоя, это стрельба из окопа на 200-300 м, это стрельба со сменой позиции, это стрельба при высадке с техники, и так далее и так далее и так далее…
На медицину же традиционно дают один час.
За этот час, максимум, что ты успеваешь дать — это самопомощь. Самопомощь, да несколько практических советов. И все!
Я уже не говорю о том, что занятия лучше проводить аудиторно, хотя бы в палатке. Этим никто и никогда не озаботится.
Снаружи ветер, дождь, снег, холод, солдаты стоят, мерзнут, зуб на зуб не попадает, жгуты из рук выскальзывают, пальцы не шевелятся, люди думают только о том, как от тебя удрать, покурить и где-то прислониться подремать прямо на морозе.
Такие вот особенности менталитета…
Ещё один важный момент.
Ни в коем случае нельзя принимать за мерило ваших достижений искреннюю благодарность обучаемых, в том числе, офицеров.
Дело в том, что, до тебя, скорее всего, солдат никто приёмам тактической медицины не учил и любое твоё слово для них – откровение. Для офицеров же то, что ты взял на себя нагрузку по подготовке личного состава в области неизвестной им дисциплины, возводит вас в ранг благодетелей, причём, в полном смысле слова.
Вам будут благодарны, благодарны искренне и, именно поэтому, не стоит воспарять над грешною землёю. Ты не ангел и не мессия, ты, всего лишь сделал то, чему тебя учили и, скорее всего, сделал это в недостаточном объеме. Как бы тебе ни пели дифирамбы.
Для чего всё это было сказано?
Исключительно для того, чтоб инструктор, впервые попавший в армейские реалии, не опустил руки, получив мокрой тряпкой поперёк того, что у тактических медиков находится там, где у нормальных людей – лицо, ибо лицом, при ответственном отношении к работе, это назвать будет сложно.
И удивляться здесь нечему – как пел Владимир Семёнович:
«Вы день побудьте в милицейской шкуре –
Вам жизнь покажется наоборот!».
Мой друг и коллега, широко известный в наших кругах под позывным «Эжен», добрейшей души человек и любимец женщин, после трёх дней беготни по замкнутому кругу в попытках дать полный объем программы за сорок пять-пятьдесят минут, ужасающим своим видом и степенью раздражения мог дать фору вампиру, из пасти которого вырвали юную девственницу, облив, при этом, святой водой.
На самом деле, конечно, не всё так плачевно: в войсках хватает и преданных делу младших офицеров, заботящихся о личном составе, и опытных майоров и полковников, готовых помочь с планированием, и генералов, которые могут это всё осуществить. Хватает и подготовленных и опытных военных медиков, преподающих тактическую медицину. Но их мало.
Поэтому вам придётся работать с тем, что Бог пошлёт, успешно решая задачи, способствующие достижению Победы над супостатом.
Итак, как провести занятия максимально эффективно?
Если вы, гражданский человек, попали в войска или какое-то иное подразделение силовиков, то это может означать одно из двух: либо вас пригласили, либо вы на контракте и вас туда отправило начальство.
Если вас пригласили, то задача, изначально, не поражает сложностью: как вы спланируете, так занятие проходить и будет. Учитывая количество курсантов, набираете коллектив и матбазу и алга! Хотя, и в этом случае, в середине курса вы, неожиданно, можете обнаружить, что часть ваших обучаемых резво похватала монатки и бодро поскакала на выполнение поставленной вышестоящим руководством задачи.
Если же вы выполняете задачи, поставленные руководством, всё происходит гораздо более интересно.
Разбирать задачу будем на примере батальона. Меньшими категориями, обычно, не оперируют, а рассматривать типовую задачу в масштабах полка не имеет смысла – работая в одиночку, вы, в любом случае, разобьёте подготовку полка на батальоны.
Итак, батальон.
Начинать следует с общения с комбатом и его начштабом: представиться, обозначить, по чьему поручению прибыл, и ПОПРОСИТЬ ПОМОЩИ. Со всем уважением, но твёрдо. Без поддержки этих славных парней вам делать в подразделении нечего.
Следует у них выяснить:
— каков план подготовки подразделения на ближайшую неделю
— есть ли возможность заменить те или иные занятия на тактическую медицину
— когда и в какой форме вам следует подать план подготовки по вашей дисциплине для его интеграции в общий план.
В большинстве случаев, сейчас, когда подразделения растут, как грибы, долгосрочных планов и программ нет. Поэтому план составляется на неделю. Надо помнить, что в армейских подразделениях недельный план составляется в четверг и подаётся в вышестоящий штаб на утверждение и подпись, а в пятницу штаб готовит и издаёт приказ, регламентирующий боевую подготовку на следующую неделю.
Но здесь есть подводные камни.
Какой бы план комбат ни подписал, у командира роты в голове может быть свой собственный, обеспечивающий ему минимальную, в сложившихся обстоятельствах, головную боль.
Поэтому, придя к ротному за людьми для подготовки, будь готов к тому, что неожиданно выяснится, что люди – вот незадача! — отправлены убирать снег. Хотя никакого снега нет, а люди нужны ротному, чтоб перебрать гуманитарку.
Так что, составляя свой гениальный план, необходимо учитывать, что запланировал себе командир роты. Что вы с ним и обсудите, когда заглянете к нему на чай, прихватив с собой чего-нибудь к столу.
К какой системе подготовки следует стремиться?
Работая с большим количеством народа, как, уже не раз, говорил наш дорогой Юрий Юрьевич Евич, нужно начинать с подготовки помощников.
Для этого следует взять из каждого взвода по три человека и сделать из них некое подобие инструкторов.
Это должны быть не те санинструктора, которых назначили, попросту ткнув пальцем в список, а люди, отобранные вами лично. Ага… мечтать не вредно! Никто вам этого делать не даст. Списки же придётся переделывать, неужели не понятно?
Поэтому действуем хитрее.
Готовить начинаем тех, кого дадут. В дальнейшем, работая, с их помощью, с личным составом, вы выберете наиболее сообразительных, активных или ранее проходивших подобную подготовку солдат, которых станете привлекать к своей работе в качестве помощников инструктора, со временем, заменяя ими наименее способных из числа назначенных.
Санинструкторов, а, так же, ранее подготовленных или динамично осваивающих медицину солдат необходимо заносить в список, знать по именам и позывным, знать, кто из них откуда и чем дышит, чем интересуется. Необходимо стать для них старшим товарищем, причём, несмотря на возраст. Старшим – потому, что знаешь и умеешь больше и, потому, несущий ответственность за их подготовку. Иллюзий не строим: любой человек — ложь, и солдаты – не исключение, но такой подход поможет сократить количество пофигистов в вашей инструкторской группе.
Но этим вы будете заниматься позже.
В первые три дня – как минимум, два – вы занимаетесь подготовкой санинструкторов. Для этого надо убедить ротных освободить их от всех повседневных обязанностей и закрепить достигнутый успех, заверив его у комбата.
Первый день: само- и взаимопомощь, подползание к раненому, переворот, разворот, короткая эвакуация ползком и на стропе, обезболивание штатным шприц-тюбиком, наложение повязок, иммобилизация, длинная эвакуация.
Второй день: повторение ранее пройденного материала, работа в СИБЗ и с оружием, имитация процесса обучения – один санинструктор объясняет остальным порядок выполнения отдельных упражнений в пятерках (один объясняет, четверо выполняют).
Третий день (если выделили): повторение пройденного материала в СИБЗ и с оружием в полевых условиях, в пятерках, как и во второй день.
Следующие три дня будут посвящены подготовке каждой роты батальона, по отдельности.
Четвертый (пятый, шестой) день: само- и взаимопомощь, подползание к раненому, переворот, разворот, короткая эвакуация ползком и на стропе, обезболивание штатным шприц-тюбиком, наложение повязок, иммобилизация, длинная эвакуация.
Что касается отбора солдат на должность санинструктора, то следует обратить внимание на тех, кто имел отношение к медицине — например работал в МЧС, на скорой, был (не удивляйтесь) санитаром в морге. Кроме того, очень полезны те, кто имеет преподавательский опыт, пусть даже и не в области медицины: такие люди, обычно, легко обучаемы и стрессоустойчивы.
Помимо прочего, когда совсем плохо с добровольцами, я, как родовой казак, попросту обращался к братушкам: «Казаки, шаг вперёд!»
Если таковые находились и двое-трое шагнули – «Отлично, браты! На нас смотрят предки, вам нужно научиться самим, научиться учить других и подготовить всех остальных.»
Казаки, – если они действительно казаки, – люди гордые, заднюю включать не любят.
В результате всех этих манипуляций, вы получаете батальон, обученный, под вашим наблюдением, выполнению упражнений, а, сверх того, от 27 до 36 более или менее подготовленных спецов, которые могут продолжить занятия после вашего убытия. Хотя, говоря по совести, практика показывает, что способных преподавателей среди них набирается, от силы, пятая часть.
И, вот тут, наступает самый показательный момент: тренировки, необходимые, после обучения, для формирования устойчивого навыка.
В идеале, во время любых занятий, в ходе которых взвод оказывается разделен – например, во время стрельб, когда одно отделение выполняет упражнение, а два ждут очереди – незанятые отделения должны заниматься отработкой наложения жгута, наложением повязки, обсуждением порядка действий и т.д. То же самое можно сделать в очереди в столовую, баню, на склад. При наличии желания, можно устроить неформальное соревнование среди личного состава взвода.
Самым слабым местом этой радужной картинки является то, что дальнейшее будет зависеть исключительно от взводных офицеров — как они воспользуются появившимися возможностями: может, будут, в игровой форме, обучать взвод, а, может, галочку, по примеру старших по званию и должности, поставят.
Все-таки прав был Иосиф Виссарионович – кадры решают все!
И тут в полный рост встает вопрос материального обеспечения.
Если вы крутой санинструктор, передвигаетесь на грузовике с расходниками для интенсивов, а в каждом городе вас ждут соратники, готовые пополнить ваши запасы, то вы можете позволить себе вооружать личный состав подразделения жгутами, турникетами и эластичными бинтами для отработки десмургии.
Если же вы – персонаж попроще, то вам остается уповать на милость командования, гуманитарные организации и пролетарскую сознательность бойцов, которая заставит их проявить инициативу и закупить (выпросить, выменять) матбазу для тренировок в достаточном количестве.
Однако, заниматься батальоном в автономном режиме вам удастся, мягко говоря, не всегда.
Если у подразделения наличествует ранее утвержденный план, вам придется в него встраиваться. Что, в большинстве случаев, сводит подготовку к занятиям повзводно.
Но и здесь унывать не стоит. Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы дневные и утренние часы были посвящены подготовке во взводах – уж, с одним- то взводом вы справитесь, а вечерние – подготовке санинструкторов. Хотя бы поротно.
Если вам удастся составить график занятий, предусматривающий возвращение, через некоторое время, взвода, прошедшего у вас подготовку, например, по теме самопомощи, на второй этап, в ходе которого вы дадите взаимопомощь, а, потом, и на третий, на обезболивание, десмургию, иммобилизацию и эвакуацию, то, хотя и затрачивая больше времени, вы сможете подготовить батальон по полной программе.
Подводя итог, напомню, что «Лекарь, при ложе болящего, вид должен иметь в себе уверенный и жизнерадостный, дабы унынием своим врачуемого не смущать!»
Это касается и инструкторов в войсках.
Твердые дубы укрепляют наши лбы.
«Таким ударным инструментом
Мы пробьем все стены в мире!» (с)
С нами Бог! Сим победим!
— Ооо!! Увеличенная печень…печень..селезёночка…. Аритмия! Замечательно!! Какая прелесть!!
-попытаемся спасти эту трижды никому не нужную жизнь!!
Текст на картинке очень правильный. Медик должен внушить уверенность, что боец не умрет. А у раненного от таких мыслей заработают «скрытые резервы организма» которые помогут ему выжить. А щас напишу страшное. В детстве, когда дед резал свинью меня с сестрой отправляли гулять. Дети не должны видеть и слышать такое. Но будущие санинструкторы просто обязаны пройти через что-то подобное. Зарезать зверя, а потом попытаться остановить кровь. Нельзя боятся мяса и крови. В разгар войн в Ираке/Афгане Пиндосы проводили тренировки своих военов в обстановке приближенной к боевой с привлечением ампутантов изображающих раненных бойцов. Так отсев по теме «съезда крыши» был такой же, как в реальных боевых действиях. Лучше, если это выяснится до отправки бойца на фронт.
Доктор Ливси бесподобен!)))