Около половины молодых людей в возрасте 16-19 лет
в Словакии не могут отличить достоверные медицинские сообщения от недостоверных
Исследование учёных из Словакии показало, что молодым людям в возрасте 16-19 лет бывает крайне сложно отличить достоверные медицинские сообщения в интернете от ложных. Лишь 48% участников эксперимента доверяли публикациям с достоверной информацией больше, чем сообщениям
с недостоверной информацией.
Как нам кажется, взрослые люди (хоть в Словакии, хоть в России, хоть в США) при аналогичном исследовании показали бы результаты не лучше… Впрочем, это наше субъективное мнение.
Неверные медицинские сведения — серьезная проблема для общественного здравоохранения. Особенно заметно это стало во время пандемии коронавируса. Ежегодно фейковые новости о здоровье распространяются в социальных сетях. Такие сведения могут привести к неправильному выбору метода лечения и навредить здоровью.
Большинство исследований реакции людей на информацию в интернете ранее были сосредоточены на взрослых. Теперь ученые решили выяснить, готовы ли подростки справляться с огромными объемами фальшивых медицинских новостей. Так как тинейджеры — активные пользователи интернета, — ученые полагали, что те хорошо знают, как оценивать достоверность информации. Однако оказалось, что это совсем не так. Результаты исследования опубликованы в научном журнале
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.940903/full
Предыдущие исследования выявили пять основных факторов, определяющих, как воспринимается сообщение (как правдивое или ложное): превосходная степень прилагательных, кликбейт, грамматические ошибки, авторитетное мнение и жирный шрифт. Опираясь на это, авторы данного исследования разработали эксперимент, в котором приняли участие 300 учащихся в возрасте от 16 до 19 лет.
Им предлагали прочитать семь коротких сообщений о влиянии различных фруктов и овощей на здоровье. Среди них были достоверные, нейтральные и ложные сообщения, а также статьи, в которых сочетались различные факторы, влияющие на восприятие.
Оказалось, 41% респондентов не могли отличить настоящий медицинский контент от поддельного. Более того, плохое редактирование сообщений о здоровье не вызывало недоверия. При этом подростки обращали внимание на структурные особенности сайта, такие как шрифт и внешний вид. Кроме того, они большие доверяли авторитетным организациям, проверенным брендам либо статьям, написанным деловым языком.
Лишь 48% участников доверяли достоверным и нейтральным сообщениям больше, чем поддельным. В то же время 41% участников считали, что все сообщения заслуживают доверия в равной степени, а 11%, напротив, предпочли недостоверную информацию. По всей видимости, подростки не принимали решения о достоверности источника на основе выявленных ранее факторов.
(Как указано выше, предыдущие исследования выявили пять основных факторов, определяющих, как воспринимается сообщение (как правдивое или ложное): превосходная степень прилагательных, кликбейт, грамматические ошибки, авторитетное мнение и жирный шрифт. ).
Только кликбейтные заголовки снижали уровень их доверия.
Результаты исследования подчеркивают необходимость лучшего обучения подростков определению качества информации. Авторы работы предлагают сосредоточиться на обучении подрастающего поколения основам медицины и гигиены, а также на развитии у них критического мышления.
https://naked-science.ru/article/media/podrostkov-ne-otlichayut-soobshheniya
Ранее было опубликовано:
Как отличить хороший текст про медицину от плохого?
На PubMed, и других интернет-ресурсах.
https://vk.com/wall-136637198_80928
Источник фото: https://naked-science.ru/article/media/podrostkov-ne-otlichayut-soobshheniya
Эффект Деннига-Крюгера…
Падение уровня образования ведет к падению критического мышления, умению в логику и анализ.
Отличить достоверные сведения от недостоверных, не будучи специалистом, с первого прочтения невозможно. Можно написать две статьи про пищеварительные ферменты с абсолютно противополжным описанием механизмов их работы, и предложить, например, сталеварам угадать, какая правильная. Результат будет, наверное, около 50% 🙂
Сравнительно надёжный способ выяснить, что является правдой — проверка источников и перекрёстных упоминаний. Если явление, вызывающее сомнения, сходным образом описано в различных источниках, в том числе, специализированных, то, скорее всего, проверяемое описание достоверно. С другой стороны, такой подход требует определённых усилий, и если опрашиваемый не слишком заинтересован в описанном факте (не считает его для себя важным), он не станет тратить время на проверку и с большей вероятностью ошибётся.
Где бы тест такой пройти самому…
И что делать с этой информацией?
Я тоже в 16 лет читал систему Малахова и книжки Шаталовой)