Ты этого достоин Анна Сергеева Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Последнее обновление

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ. МЕТОД КОРРЕКЦИИ. В.Н.Мошков В лечебной физкультуре важное практическое значение приобретает…

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ. МЕТОД КОРРЕКЦИИ.
В.Н.Мошков

В лечебной физкультуре важное практическое значение приобретает метод коррекции. Под коррекцией следует понимать комплекс лечебно-профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические и механотерапевтические меры и пр.), применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (преимущественно позвоночника, грудной клетки и стопы).
Необходимо различать коррекцию активную и пассивную.

Под АКТИВНОЙ КОРРЕКЦИЕЙ понимается использование специальных, корригирующих упражнений, применяемых в сочетании с общеоздоровительным и общеукрепляющим воздействием средств лечебной физкультуры (общеукрепляющими гимнастическими упражнениями, играми, элементами спорта, средствами закаливания, регламентацией режима и др.). Понятие «активная коррекция» является понятием широким, которое объединяет использование различных видов специально корригирующих и общеукрепляющих упражнений с рядом мероприятий, осуществляемых за пределами лечебного учреждения. К ним следует отнести регламентацию режима на протяжении суток, привитие корригирующих навыков и борьбы с вредными привычками и неправильными позами.

Под ПАССИВНОЙ КОРРЕКЦИЕЙ понимается ряд специальных лечебных воздействий, осуществляемых без активного участия больного. К пассивной коррекции следует отнести: а) пассивные движения, б) лежание на наклонной плоскости, в) ортопедические редрессации, г) массаж, д) корсеты (фиксирующие позвоночник в определенном корригирующем положении) и пр.
Метод пассивной коррекции не имеет самостоятельного и самодовлеющего значения в системе корригирующих мероприятий. Он скорее является вспомогательным и дополнительным методом.

Помимо деления коррекции на активную и пассивную, следует еще различать коррекцию общую и специальную.

В понятие ОБЩЕЙ КОРРЕКЦИИ входит сумма оздоровительных и общеукрепляющих воздействий (физические упражнения, игры, элементы спорта, закаливание, режим и др.), влияющих на формирование опорно-двигательной системы детей и подростков и их общее развитие.

Под СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИЕЙ понимается применение специальных, преимущественно активных, корригирующих упражнений в сочетании с элементами пассивной коррекции в целях выправления анатомической и функциональной недостаточности опорно-двигательной системы.

Специальная коррекция — это в основном активная коррекция, которая в целях восстановления функции позвоночника и грудной клетки широко использует специальные корригирующие упражнения.
КОРРИГИРУЮЩИМИ, или исправляющими, называются такие упражнения, которые непосредственно укрепляют мышцы корпуса, преимущественно систему разгибателей, выгибают позвоночник в направлении, противоположном патологическому искривлению, и развивают статико-динамическую функцию позвоночника и грудной клетки.
Систематическое и целеустремленное использование в процедурах лечебной физкультуры активных корригирующих упражнений, применяемых в соответствии с медицинскими показаниями, носит название КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ.

Метод коррекции применяется в случаях, когда наблюдаются отклонения в нормальном развитии органов движения и опоры. Сюда следует отнести физическое недоразвитие, отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии правильной формы грудной клетки (плоская, узкая, бочкообразная, асимметричная, куриная и др.), плоскостопие и пр.
Применение коррекции имеет особенно важное значение в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста, когда исправления недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая.

Методику коррекции применительно к детям физически ослабленным, недоразвитым, с искривлениями позвоночника или деформациями грудной клетки следует обязательно сочетать с физическим воспитанием и укреплением всего организма ребенка. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что при различных искривлениях позвоночника и деформациях грудной клетки снижается функция органов, заложенных в грудной клетке (дыхания и кровообращения), что сказывается на общем состоянии ребенка.

При осуществлении метода активной коррекции необходимо придерживаться следующих методических принципов.

I. Применение общей тренировки, которая преследует цели оздоровления, укрепления и физического развития детей. Для осуществления этих задач применяется гимнастика, игры, спортивные упражнения, естественные факторы природы (солнце, воздух, вода) при непременном соблюдении режима дня.
Наибольшее удельное значение при корригирующих мероприятиях приобретает гимнастика, вернее, гимнастический метод физических упражнений.

II. Проведение специальной тренировки опорно-двигательного аппарата — позвоночника и грудной клетки с выделением следующих методических особенностей.

A. Мобилизации позвоночника, под которой понимается проявление функции подвижности его в зоне патологического искривления.

Б. Вторым обязательным условием осуществления коррекции позвоночника является применение принципа разгрузки и вытяжения позвоночника.
Разгрузка позвоночника от веса собственного тела достигается в основном в двух положениях: а) лежа (на животе, спине, боку) и б) стоя на четвереньках.
Под вытяжением позвоночника понимается такой процесс действия тяжести тела или активной тяги отдельных мышечных групп на растяжение связочно-мышечного аппарата, фиксирующего позвоночник, которое осуществляется в короткое (при упражнениях) или более длительное (при лежании на наклонной плоскости) время. Вытяжение позвоночника в основном достигается при трех положениях: 1) лежании на наклонной плоскости, причем действие вытяжения осуществляется постепенно на протяжении 15—20 минут; 2) упражнении в смешанных висах, осуществляемых у гимнастической стенки, наклонной и горизонтальной лестнице, на гимнастическом бревне, гимнастических кольцах; 3) упражнениях в чистых висах на тех же снарядах.

B. Следующим методическим принципом является применение выгибаний (гиперкоррекции) позвоночника в направлении, противоположном патологическому искривлению.
Под корригирующим выгибанием позвоночника понимается приведение его посредством упражнения в такое положение гиперкоррекции, когда в силу сокращения мышц корпуса (преимущественно спины) относительно сглаживается величина патологического искривления.
Систематическое применение корригирующих выгибаний, вызывая повышение сократительной функции растянутой и ослабленной мускулатуры, способствует ее укреплению и фиксации позвоночника в положении, приближающемся к нормальному.
Корригирующие выгибания, осуществляемые с симметричным напряжением всей мускулатуры спины, проводятся в положении лежа (на спине, животе), на четвереньках, коленях и стоя. При боковых искривлениях позвоночника (сколиозах), помимо симметричных выгибаний, применяются односторонние, с направлением выгибания в сторону сколиотического отклонения.

Г. Различные виды упражнений в балансировании, под которыми понимается сохранение равновесия в динамике, также относятся к числу корригирующих воздействий, так как способствуют укреплению мышц корпуса. Этот вид упражнений применяется преимущественно в положении стоя или на коленях.

Д. Развитие правильного дыхания также является одним из основных принципов специальной коррекции позвоночника и грудной клетки.
В процедурах корригирующей гимнастики дыхательные упражнения применяются в следующих целях:
а) для развития у детей и подростков правильного дыхания (гигиенические задачи);
б) для снижения физической нагрузки в процедурах корригирующей гимнастики;
в) для специального воздействия на дыхательный аппарат при деформациях грудной клетки и позвоночника.

Е. Большое значение активная коррекция имеет для воспитания у детей привычки к правильной осанке. Под последней понимается способность подростка или юноши без активного напряжения держать прямо корпус и голову.

НОРМАЛЬНАЯ ОСАНКА окончательно устанавливается к 6—7-летнему возрасту (Вреден, Козловский) и поддерживается установившимся равновесием мышц, прикрепляющихся к позвоночнику.
Борьба за правильную осанку заключается в систематических занятиях с использованием общеукрепляющих гимнастических упражнений и игр различного характера, а также спортивных развлечений на свежем воздухе. На фоне этих мероприятий применяются упражнения, способствующие укреплению мышц спины, таза, плечевого пояса. Эти упражнения необходимо применять систематически и длительно.

Большое практическое значение в корригирующей гимнастике имеет МЕТОД КЛАППА, представляющий собой систематическое использование упражнений в ползании на четвереньках с целью укрепления линии спины и устранения патологических искривлений позвоночника. Применяемые по этой системе упражнения в ползании чрезвычайно сложны в отношении правильности их выполнения, так как требуют предварительного развития координационные навыков у детей. В зависимости от исходных положений упражнения, применяемые по системе Клаппа, влияют на различные отделы позвоночного столба, что очень важно, так как это дает возможность преимущественно воздействовать на область патологического искривления. Положительным в этой системе следует также считать исходное положение на четвереньках, при котором позвоночник, находящийся в горизонтальной плоскости, разгружается от тяжести собственного тела, что дает большие возможности мобилизовать мышечную систему спины.

Оценивая критически метод Клаппа, следует учитывать следующие его недостатки:
1) понимание коррекции в узком, ортопедическом смысле и отсюда недостаток внимания к общему физическому развитию;
2) отсутствие элементов эмоциональности;
3) отдельные виды применяемых упражнений (в полукрутом и крутом положении) могут способствовать развитию чрезмерной подвижности в поясничной части позвоночника;
4) упражнения в ползании, особенно асимметричные, сложны и при неправильном их использовании могут усилить процесс деформации;
5) недостаточная гигиеничность, так как ползание связано с вдыханием пыли, даже в условиях хорошо убираемого помещения.

В практике советской лечебной физкультуры метод Клаппа используется лишь частично, с учетом внесенных нами изменений. Прежде всего следует считать нерациональным использование упражнений в полукрутом и крутом положениях, а также упражнения в ползании асимметрические. Из системы Клаппа используется исходное положение на четвереньках — горизонтальное, полуглубокое и глубокое как отвечающие требованиям коррекции шейно-грудного, грудного и пояснично-грудного отделов позвоночника. Отказываясь от использования асимметричных упражнений в ползании, мы считаем целесообразным применять упражнения на месте и преимущественно симметричные. Выполнение этих упражнений значительно проще и отвечает требованиям коррекции не только в отношении искривления в сагиттальной плоскости, но и фронтальной, независимо от того, в какую сторону выражен изгиб позвоночника.
Полноценное осуществление метода коррекции, преимущественно среди детей школьного возраста, связано с активным участием не только врача и методиста лечебной физкультуры, но и педагога (особенно в течение первых 4 лет обучения) и родителей.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика