О СИНДРОМЕ СТРАУСА
Синдром страуса — склонность избегать участия в социальных ситуациях, в которых выражена тревога и страх оценивания. Фактором, формирующим единый синдром (основой) выступают убеждения, установки, иррациональные и дисфункциональные схемы разного уровня, связанные с образом себя как странного и некомпетентного, ситуаций общения как опасных и угрожающих самооценке и др.
Данные убеждения фиксированы, возникают автоматически в ситуациях взаимодействия с другими людьми, определяют особенности осмысления данной ситуации и субъективный образ отношения ее участников к своей персоне. Мысленные образы и установки, например, о собственной неадекватности и неспособности понравиться другим,- искажают объективное восприятие ситуации и обуславливают эмоционально-поведенческое реагирование по типу «страх и избегание».
Это тенденция к выраженным опасениям критики, осмеяния, отвержения, негативного отношения других по отношению к своей персоне. Характерна нестабильность самооценки, зависящая от внешнего оценивания и ситуации, слабо выраженная самоэффективность и дисфункциональные базовые «я-схемы» («Я – ни на что не способен», «Я – социальный изгой», «Я – странный» и т.д.). Что такое социальные ситуации и социальная тревога, страх оценивания?
Социальные ситуации – любые ситуации общения с другими людьми (личные, формальные, профессиональные, дружеские, др.). Социальная тревога – тревога, связанная с возможностью негативного социального оценивания, это волнение при участии в социальных ситуациях (выступление перед аудиторией, знакомство, проявление инициативы, др.).
События современной жизни зачастую воспринимаются как «экзамен», «тест на успешность», от результата которого зависит будущее человека. Начиная с самых ранних лет жизни, человек учится сдавать некий обобщенный «экзамен», демонстрировать определенные результаты в том или ином типе деятельности, испытывая при этом социальную тревогу и напряжение. Выраженность социальной тревоги может варьироваться, однако, в определенных ситуациях, ее усиление практически неизбежно. К этим ситуациям можно отнести проверку/контроль знаний (умений, навыков), оценку внешности, способностей и компетентности, публичные выступления, знакомство с новыми людьми.
Социальная тревога сопровождается страхом отвержения, критики, осмеяния, симптомом искаженного фокуса внимания (самофокусировка) и «сдвигом мотива на цель» (самоцелью становится мониторинг второстепенных аспектов ситуации – как на меня смотрят, как звучит голос, как кто-то посмотрел в окно и пр.), затруднением удержания цели в условиях потери произвольности над аффектом оценивания и тенденцией к «распаду деятельности», избеганию. Страх и тревога обусловлены иррациональными убеждениями, неадаптивными установками и схемами, могут сопровождаться также переживаем стыда, позора в ситуациях оценивания, часто – вины за свои «ошибки».
При социальной тревоге страх оценивания и тенденция к избеганию сочетается с желанием участвовать в ситуациях взаимодействия, вести социально активный образ жизни. Иногда страх осмеяния выделяют в качестве отдельного нарушения, однако, большинство ученых сходится во мнении, что это – разновидность социальной тревоги, страха оценивания. Страх осмеяния по-другому называют гелотофобией (М. Титц). Человек с таким расстройством, также как и при социальной тревоге в целом, испытывает выраженный страх перед мнением людей. Он тщательно просчитывает свои действия в ситуациях общения, несколько раз обдумывает каждый шаг, заранее старается предусмотреть оценку других людей, осуществляет мониторинг угрожающих самооценке стимулов.
Рядом автором исследован «синдром Пиноккио» как склонность к опасениях осмеяния другими, склонности к серьезности и доминированию опечаленной, осторожному и болезненному восприятию юмора, особенно в свой адрес. При страхе осмеяния характерен страх быть отвергнутым, страх личного общения, телесного контакта при общении, контакта взглядом и т.д.
Длительное переживание «синдрома страуса» (социальный страх и избегание) может привести к вторичному формированию депрессии, злоупотреблению психоактивными веществами, др.
Противоречивые требования социокультурной действительности («быть экспансивным, инициативным, социально смелым» и при этом «быть послушным, средним, незаметным» и др.) опосредуются неадаптивными когнитивными схемами и провоцируют нерешительность и страхи в социальных ситуациях, неуверенность в правильности своих действий, ощущение собственной неполноценности, не позволяющее реализоваться в жизни.
Все в большей степени ситуации оценивания приобретают особое значение (при приеме на работу, беседе с начальником, высказывании своего мнения, проявлении инициативы и пр.). Невозможность успешного участия в них приводит к затруднению удовлетворения базовых биологических потребностей, поскольку они могут быть реализованы только через посредство социальных коммуникаций. Негативное оценивание в социальных ситуациях воспринимается как жизненный крах.
В результате человеку не хватает ресурсов адаптивного совладающего поведения, что приводит к распространению деструктивных и аутодеструктивных действий, связанных с психологически непреодолимым страхом негативного оценивания, отвержения, «несоответствия» требованиям (завершенные и незавершенные суициды, массовые агрессивные поступки, алкогольная и наркотическая зависимости и пр.).
Даже уравновешенных людей могут выбить из колеи столкновение с сильными стрессовыми факторами (боевые действия) или разрушительными стихиями. Однако некоторых людей могут разоружить обыденные проблемы. Они испытывают страх и тревогу, встречаясь с друзьями или ожидая транспорт на остановке. В более тяжелых случаях люди оказываются не в 18 состоянии выйти из дома и тратят много времени на дезадаптивное поведение (например, разные формы ритуального поведения, зависимости и пр.).
Наиболее типичные страхи современного общества – страх негативной оценки, насмешек и публичного фиаско в ситуации социальных интеракций. На второй план отходят страх смерти, болезней, боли, — они по субъективным психологически мучительным переживаниям становятся второстепенными по сравнению со страхом «покраснеть у всех на глазах» или «негативной оценки авторитетной фигуры».
Страх быть отверженным заставляет человека не предпринимать попытки к знакомству или выражению чувств, мнения, провоцируют злоупотребление психоактивными веществами, самоизоляцию, формирование расстройств пищевого поведения с целью добиться идеально оцениваемой внешности и многие другие формы дисфункциональных последствий. Страх перед оцениванием угнетает потенциал человека, соглашающегося скорее «остаться в тени», чем подвергнуться критике. При этом в воображении человека, как правило, рисуются чудовищные, страшные образы того, как аудитория надсмехается над его манерой одеваться и говорить или собеседник «на том конце провода» представляет его в весьма невыгодном свете.
Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. — Синдром страуса: избегание или преодоление субъективно опасных ситуаций
Это жесть,скажу от себя.