О "Йога-сутрах Патанджали" в стихах
Йога-сутры Патанджали – текст, уважаемый и почитаемый большинством последователей йоги во всём мире и во все времена, вдохновляющий, ориентирующий на путь, а для некоторых – открывающий путь к внутреннему миру. В этом трактате описана полная методика индивидуального развития и обретения внутренней целостности. О том, как сам Патанджали получил знания, изложенные в сутрах, ходит несколько легенд, и каждая из них имеет признание в своих кругах. Уникальность же Патанджали как человека в том, что он сформулировал свои тексты так, что мог удовлетворить потребности в понимании и для людей с образным мышлением, и для тех, кто руководствуется логическими умозаключениями, ведя и тех, и других от крайностей к середине. Сам же он относился и к тем, и к другим, зная все тонкости интуитивного познания мира, выражая их строгим языком, имеющим глубоко продуманную структуру.
Сам текст состоит из 196 сутр, разделённых на 4 главы:
- Самадхи пада – объясняет формы и цели йоги, описывает самадхи;
- Садхана пада — рассказывает о средствах, с помощью которых можно достичь такого состояния;
- Вибхути пада — описывает сверхъестественные возможности, которых может достичь практик с помощью созерцания и аскез;
- Кавалья пада — говорит о высшей цели — глубоком созерцании и освобождении.
«Когда присутствуют мысли, противные йоге, следует культивировать противоположные» (Сутра 33).
Благородный восьмеричный путь
Патанджали – мудрец древнейший, нам йогу передал «по сути»,
Обилье слов и объяснений из текста лишнее убрав.
Но ни один язык другой санскрит не превзошёл доныне,
И из известных переводов, не знаем точно, чей же прав.
Так, толкованья сутр читая, мы что-то каждый понимаем,
И скудных слов для объясненья нам не хватает при прочтеньи.
Чтоб точно сутры нам понять, изъятое обратно в сутры надо возвращать,
Ну а пока для йоги пониманья бери Патанджали доступное вещанье.
По тексту йогу разделяют на восемь основных ступеней,
Что подразумевают для практикующих движенье.
И их последовательно применяя, себя от тлена очищая,
Постичь возможно достиженье – своей души освобожденье.
Направь свой взор сперва на самообузданье,
И первая ступень откроется тебе:
То ЯМА — дисциплина всех твоих деяний,
Пять ценностей в её таятся в глубине.
АХИМСА — ценность первая, что значит
«Непричинение вреда» на деле и в уме.
Ко всем и вся используй ненасилье,
А также применяй его к себе.
Правдивость — САТЬЯ — то вторая ценность,
Её в словах и в мыслях нужно применить,
Чтоб брань и ложь, всё скверное, пустое
Из речи и ума на век искоренить.
АСТЕЯ — то неворовство и третья ценность,
Чужим отсутствие стремленья обладать.
От алчности избавившись, сумеешь
Свою любую зависть обуздать.
Ненакопительство — то есть АПАРИГРАХА
В четвёртой ценности свобода от тех благ,
Которых больше, чем необходимо,
Стремленье к обладанью ими — тоже враг.
А ценность пятая — то БРАХМАЧАРЬЯ,
Иль обузданье чувственных желаний.
Отказ от потакания своим страстям
Избавит практика от разочарований.
Ступень вторая йоги — то НИЯМА,
К своему внутреннему миру отношенье,
Контроль по отношению к себе, что
В пяти принципах содержит наставленья.
ШАУЧА – чистота — то первый принцип,
Сознанья чистота, и тела, и одежд,
И речи, и еды, ума и взгляда.
Ты должен быть внутри и внешне свеж.
САНТОША — удовлетворённость,
Довольство тем, что ты сейчас имеешь.
Спокойствие ума — сию награду,
Освоив второй принцип, возымеешь.
ТАПАСЬЯ — это третий принцип,
То аскетизм и самодисциплина.
Энергией наполнишься всецело,
Если такая практика столь будет ощутима.
СВАДХЬЯЯ — то четвёртый принцип.
Себя ты должен глубоко познать,
Заняться самообразованьем,
И знанья адекватные в сознанье помещать.
ИШВАРА ПРАНИДХАНА — принцип пятый,
Всевышнему заслуги посвяти.
Все достижения свои направь во благо,
В чём разобрался — дальше пронеси.
АСАНА — то третья ступень йоги —
Устойчивое тела положенье.
Физическое тело подчиняя,
Определяешь духа направленье.
Четвёртая ступень — то ПРАНАЯМА —
Контроль дыханья, праной управленье.
Движеньем воздуха желанья побеждая,
Познаешь чувств, ума и праны единенье.
ПРАТЬЯХАРА — то пятая ступень о йоге —
Контроль над чувствами, отвод всех чувств назад.
Вниманье практика направлено вовнутрь,
Невозмутим: нет грусти и не рад.
ДХАРАНА — ступень шестая йоги.
Вниманье на одном объекте собирается —
То сосредоточенье, концентрация.
Всё остальное из сознанья исключается.
Ступень седьмая йоги — ДХЬЯНА —
То медитация. Все чувства исчезают.
То — длительное сосредоточенье
В одном объекте созерцанья пребывает.
САМАДХИ — сверхсознательность — ступень восьмая йоги:
Здесь тело, чувства отдыхают, здесь «я» и эго исчезают,
Здесь практик йоги достигает… Как описать — никто не знает!
Но он своих исканий здесь находит завершенье —
Покой, превосходящий пониманье, неподвластный словом объясненью.
О йоге ты прочёл сейчас повествованье — в уме твоём родилось слова пониманье,
И, пищу получив для размышленья, ищи в себе сих строчек продолженье.
Намасте.