О ХРУПКОМ САМОУВАЖЕНИИ
На протяжении многих десятилетий аналитики отмечают, что легче смягчить слишком активное Сверх Я, чем усилить его слабый вариант. Пациентов, самоуважение которых основывается на нереалистичных требовательных внутренних моральных принципах, можно привести к более снисходительному отношению к себе. Они идентифицируются с неосуждающим отношением психотерапевта к ним.
Понимая инфантильность и бескомпромиссность жестокого самоосуждения, они могут стать мягче. Они могут преобразовывать систему самоуважения, смягчая требования в одной сфере и компенсируя это их усилением в другой — например, когда многие пациенты в аналитической терапии признают свой «эгоизм», они нейтрализуют последствия этой нарциссической раны тем, что начинают гордиться более честным отношением к себе.
С другой стороны, когда самоуважение человека зависит от мимолетных удовольствий и неустойчивого возбуждения, обесценивания авторитетов или взваливания вины на других, терапевту трудно перенаправить самоуважение пациента в сферу, дающую возможность для более надежного чувства собственного достоинства. Трудность в работе с нарциссическими и импульсивными людьми состоит в том, что их самоуважение ненасытно и саморазрушительно, кроме того, они не знают, как можно иначе получать удовольствие.Стратегия «делай то, что приятно» в долгосрочной перспективе не самый эффективный способ сделать свою жизнь удовлетворительной.
Многие современные люди, которые, по-видимому, находятся в поисках гарантированного им Декларацией независимости счастья, твердо верят, что, как только они получат то, что им нужно, они начнут уважать себя. В действительности же одним из важных открытий психоанализа стало понимание, что наши желания безграничны и противоречивы.
Это означает, что быть довольным собственной жизнью можно не через накопление (вещей, переживаний или славы), поскольку нам никогда не будет «достаточно», а через поиск возможности наслаждаться тем, что у нас есть. Чтобы не быть столь строгой, отмечу, что способность откладывать удовольствие приносит свое удовольствие. Отказываясь от того, что субъективно угрожает моральным устоям, не поддаваясь сиюминутным слабостям, человек формирует более устойчивое самоуважение.
Зависимость самоуважения от внешних источников и одновременное отсутствие внутренних источников определяет отношение к жизни, которое обрекает пациентов на череду бессодержательных авантюр, не приносящих надежного эмоционального удовлетворения и чувства гордости. На каком-то уровне пациенты знают об этом. Нарциссически организованные люди приходят на терапию в сорок лет и позже, когда они начинают ощущать пустоту своей жизни. Известно, что даже антисоциальные люди становятся более или менее законопослушными гражданами после того, как они переживут свою безрассудную молодость. Акцент на связь с богом, который делается в программах 12 шагов, связан с единодушным признанием того, что человек не может справиться со своей импульсивностью и взять себя в руки, если он не интернализовал образ определенного морального авторитета.
Сверхчувствительность нарциссически организованных людей к критике ограничивает терапевтов в том, чтобы предлагать другие, неизвестные прежде и потому ненадежные способы поддержки самоуважения и защиты от стыда. Тем не менее терапевту будет полезно сказать пациенту, который без предупреждения бросил работу, поскольку она ему больше не нравится: «Вам, должно быть, полегчало. Однако что стало с вашим самоуважением? Может быть, вы смогли бы уважать себя, если бы отложили это решение на время?»
Обратите внимание, что психотерапевт возвращает пациенту контроль над собственной самооценкой, а не критикует его поведение. Как перестроить самоуважение пациента, снизив его разрушительный потенциал в отношении других? Некоторые люди с тяжелой нарциссической патологией, большинство психопатов и большая часть зависимых (разного рода) не только лишают себя нормальной жизни в будущем, но и причиняют вред окружающим. Одна из задач терапевта при работе с такими пациентами — помочь им найти социально одобряемые источники самоуважения.
Нэнси Мак-Вильямс — Формулирование психоаналитического случая