Тренинг общения Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
27 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

НЕЙРОБИОЛОГИЯ И АФФЕКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ Многочисленные результаты исследований в области картирования мозга показывают, что мозг…

НЕЙРОБИОЛОГИЯ И АФФЕКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Многочисленные результаты исследований в области
картирования мозга показывают, что мозг младенца лучше всего развивается в условиях, когда младенец находится в обоюдных теплых отношениях с хорошо понимающей его матерью или другим ухаживающим взрослым. На этапе до трех лет доминантной областью мозга является правая орбитально-фронтальная зона коры (часть мозга, находящаяся над правым глазом), которая развивается быстрее всего. Эта область приспособлена для того, чтобы быстро и многократно перерабатывать информацию, поступающую в процессе взаимодействия ребенка с матерью.

Она также отвечает за способность младенца произносить отдельные
слова (мама, папа, да, нет), помогающие ему участвовать в важных отношениях и выражать эмоции. Она интегрирует и контролирует функционирование других зон мозга (миндалины, таламуса и лимбической системы, перерабатывающих стимулы в процессе восприятия лица матери, ее глаз, голоса и прикосновений).

Правая фронтальная доля ответственна за понимание чужих и выражение собственных эмоций. Правое полушарие в целом представляет собой центр по работе с эмоционально значимой информацией, эта функция сохраняется за ним на протяжении всей жизни. Левая передняя доля отвечает за понимание и порождение речи. Левое полушарие обеспечивает развитие линейного и логического мышления и способность к артикулированным
речевым высказываниям. Интенсивное развитие левой фронтальной зоны коры начинается не раньше трех лет. В этот период ребенок переходит от использования отдельных слов к построению фраз.

Мозг ребенка развивается в его взаимодействии с матерью, мозг которой выполняет функцию «проводника культуры». Состоя в тесных отношениях, мать и младенец «читают мысли» друг друга на уровне существенно более глубоком, чем привычная осознанная коммуникация, и значительно
быстрее, чем происходит вербальный обмен у взрослых. Передние доли мозга сохраняют способность меняться и развиваться на протяжении всей жизни. Подобно тому, как взрослый человек способен усваивать новые факты или изучать новые языки (несмотря на то, что с возрастом нейроны начинают отмирать), он или она может также сформировать новые
эмоциональные паттерны, которым будут соответствовать
определенные нейрохимические изменения в мозге.

Мозг новорожденного ребенка изначально богат нейронами, однако между ними еще не сформировано достаточного количества функциональных связей, возникающих с опытом. Мозг конституционально устроен так, чтобы реагировать на воздействия со стороны окружения. Разумеется,
на его развитие негативно влияют нейротоксичные вещества
и недостаточное питание. Сторонники теории объектных отношений всегда полагали, что функциональные структуры мозга формируются благодаря социальному опыту, и теперь нейронауки в силах доказать это. Терапевты, занимающиеся объектными отношениями, давно заметили, что
отвержение и психологические травмы негативно сказываются на развитии психики.

Нейробиологические исследования показывают, что это происходит из-за того, что они тормозят процесс образования связей между нейронами и разными отделами мозга. Результаты сканирования мозга
свидетельствуют о том, что тяжелая травма приводит к нарушению нейропсихологической связи между подсистемами, в норме функционирующими как единое целое. У индивидов, страдающих нарушениями эмоциональной сферы или склонных к диссоциации, при сканировании обнаруживается бедность активности в правой таламо-лимбической области и связей этой области с правой орбитофронтальной корой.

У субъектов, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, сопровождающимся вспышками пугающих воспоминаний, исследования выявляют повышенную активность в правой миндалине, где возникает реакция на страх. Мозг тех, кто в детстве совсем не получал родительской заботы или перенес серьезную травму, отличается более ригидными паттернами функционирования, в целом менее развитым правым полушарием и менее разветвленной системой связей
между нейронами.

Джилл Сэвидж Шарфф, Дэвид Э. Шарфф — Основы теории объектных отношений

#НаучныеИсследования




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика