⚕МВТ в бронетехнике: поражающие факторы⚕
Характер повреждений у пассажиров и членов экипажа транспортного средства зависит прежде всего от факта пробития или непробития бортов или днища транспортной единицы.
При пробитии днища в число поражающих факторов входят:
▪ воздушная ударная волна, осколки взрывного устройства и вторичные ранящие снаряды, возникающие при прожигании или разрушении стенок салона и внутреннего оборудования машины, способные наносить различные по тяжести механические повреждения;
▪ высокоскоростные и высокотемпературные газовые потоки и частицы расплавленного металла, причиняющие механические и комбинированные механо-термические поражения;
▪ пламя (в том числе от вторичного загорания) наносящее ожоги;
▪ токсические продукты взрыва и горения.
При непробитии днища ведущими поражающими факторами выступают ударные ускорения опоры и стенок салона транспортного средства. Кинетическая энергия продуктов взрыва и первичного осколочного потока расходуются не только на нарушение преград, но и, в немалой степени, на их деформацию и перемещение.
Для членов экипажа и пассажиров главный поражающий фактор в таких случаях — остаточная энергия, передающаяся за счёт сотрясения и колебания преград — «сейсмической» волны объекта.
Генерированная воздушная ударная волна, многократно отраженная от стенок салона, наносит ударные баротравмы органу слуха и внутренним органам.
Если при пробитии днища у находящихся в транспортном средстве людей обычно возникают множественные и сочетанные механические травмы, комбинированные механо-термические, механо-химические поражения, то при непробитии днища — сочетанные механо-акустические поражения по типу ударного сотрясения тела в виде повреждения нижних конечностей, позвоночника и черепа, сочетающиеся с сотрясением головного мозга, внутренних органов грудной и брюшной полостей и баротравмой.
Тут еще такая статейка есть
И по травме в бронетехнике в целом