Музыкальная психология — что это такое?
Музыкальная психология — это научная дисциплина, которая изучает, что такое музыка, и как она воздействует на человека.
Со времён древних цивилизаций люди исследовали и накапливали опыт о взаимодействии души человека с музыкой.
Задумывались ли вы, например, о том, почему одна последовательность звуков и ритма заставляет нас пуститься в пляс, а другая — прослезиться? Что именно в мозге человека распознаёт это как эмоцию и выдаёт реакцию? Зачем музыка вообще нужна человеку? Ведь в мире не существует ни одной народности или племени, где не было бы музыки.
👉 Вот на эти вопросы и отвечает музыкальная психология.
Музыка оказывает самое сильное влияние на мозг среди прочих воздействий. Она меняет наши состояние и настроение. В момент прослушивания или исполнения музыки мозг генерирует одновременно гормоны удовольствия и антистресса.
☝ Гормоны, выделяемые при слушании музыки снижают боль. Ещё в 1970-х годах исследователи заметили, что в больницах, где проигрывают определённую музыку, больным требуется на порядок меньше обезболивающих средств.
Эффект Моцарта — довольно спорная концепция. Она гласит, что прослушивание музыки Моцарта повышает интеллектуальные способности. Но новые исследования не доказывают такой корреляции.
Тем не менее, сами занятия музыкой сильно развивают интеллект и креативное мышление.
☝ Важно: при прослушивании музыки между полушариями головного мозга возникают связи, которые не появляются никаким другим путём.
☝ По наблюдениям, во время прослушивания классической музыки у людей с возрастными дегенеративными заболеваниями нервной системы возвращается самосознание, память и интеллект. Это явление сейчас активно изучается.
☝ Есть также исследования о лечении депрессивных состояний с помощью музыки.
Практическое применение музыкальная психологии — это звукотерапия, музыкотерапия, вокалотерапия. Эти методы весьма эффективны при работе с особыми детьми.
Если вас заинтересовала тема музыкальной психологии, предлагаем вашему вниманию следующую литературу:
1. Дон Кемпбелл «Эффект Моцарта»;
2. Кристоф Дрессер «Почему мы все музыкальны?»;
3. Оливер Сакс «Музыкофилия»;
4. Дина Кирнарская «Homo Musicus».
Последнее время эта тема находится под самым пристальным вниманием учёных, но музыка как явление остаётся крайне мало исследованной. Несомненно, нам предстоит узнать ещё много интереснейших фактов и закономерностей.