Моё понимание психоаналитической психотерапии
На сегодняшний момент психоаналитическая терапия — современный подход динамической психотерапии, который базируется на определенных идеях и принципах психоанализа. На сессиях такого подхода происходит выявление бессознательных желаний, потребностей, конфликтов, дефицитов, защитных механизмов и эмоциональных следов прошлого или актуального травматического опыта и последующее эмоциональное высвобождение. Всё это осуществляется с помощью интервенции.
К таким интервенциям относят:
1) вопросы;
2) интерпретация;
3) конфронтация;
4) разъяснение;
5) проработка.
Кроме этого, важное место в психотерапевтическом процессе играет принятие, эмпатия и контейнирование со стороны аналитика.
Это то, что касается практической части.
В теоретической части много неясностей, так как существует несколько теоретических школ, выводы которых могут значительно отличаться друг от друга. Я опираюсь на выводы Школы объектных отношений Фэйрберна. Фэйрберн использовал язык «внутренних объектов» для описания патологических психических процессов. Под внутренним объектом понимают фрагмент психической структуры, возникающий из эмоционального опыта, полученного индивидом в отношениях со значимыми людьми. Следы этого эмоционального опыта укрепляется в психике человека, и накладывают отпечаток на всю его личность.
Внутренние объекты
Речь идет не о воспоминаниях или репрезентациях, но о части самости, они периодически проявляются в виде внутреннего голоса (убеждений), импульсивных эмоциональных реакций (эр), а также в виде поведенческих событий. Можно описать множества таких частей. Я выделил бы 12 внутренних объектов, развивая идеи Фэйрберна:
1) внутренний запрещающий родитель (я не должен делать это!) – эр: стыд;
2) внутренний критикующий родитель (я — ничтожество!) — эр: вина;
3) внутренний преследующий родитель — (я должен это сделать!) — эр: тревога;
4) внутренний возбуждающий родитель (мне надо это испытать!) — эр: помешательство;
5) внутренний осуждающий родитель (я не так делаю как надо!) — эр: застенчивость, стыд;
6) внутренний игнорирующий незаботливый родитель (я не достоин внимания и заботы!) — эм: источник грусти, обиды;
7) внутренний разрешающий родитель (я достоин этого!) — эр: гордость;
8) внутренний поддерживающий родитель (я справлюсь!) — эр: уверенность;
9) внутренний хвалящий внутренний родитель (я — молодец!) — эр: вдохновение;
10) внутренний дающий шанс родитель (я могу так не поступать!) — эр: чувство автономии;
11) внутренний успокаивающий родитель (я) вправе отказаться от этого!); — эр: энтузиазм;
12) внутренний любящий родитель (я достоин заботы и любви!) — эр: надежда.
Да, это похоже на схема-терапию, но схема-терапия в большой степени базируется на теории объектных отношений, о чём многие не знают.
Эмоциональные связи
Я чаще использую термин «эмоциональная связь» нежели «внутренний объект», так как мне, таким образом, легче донести суть для анализанда. Психика каждого из нас – это большая сеть эмоциональных привязанностей к близким людям, их реакциям и убеждениям, вещам и событиям. Естественно, мы не всегда осознаем все эти связи. Многие из них находятся в самых глубинах бессознательного, и чтобы их достать оттуда, понадобится месяцы или годы психотерапии. Но многое зависит от мотивации и от силы-слабости сопротивления. Больших результатов можно добиться и за шесть сессии.
Я понимаю Эдипов комплекс как образ, описывающий отношения внутри конкретной семьи. Судя по всему, мать любила Фрейда больше остальных детей (или ему так казалось), а он был сильно эмоционально привязан к ней. Он соперничал с отцом за беспрекословное внимание матери, её нежность и заботу, так как ему было мало внимания по неизвестным причинам. Недостаток внимания (заботы, нежности, любви) матери или отца в тот момент, когда внимание необходимо – тот фундамент, который закладывает истерические, шизоидные, нарциссические тенденции в характере субъекта. При этом внимание родителей может быть интенсивно направлена лишь на успехи ребенка, какие-то его поведенческие реакции, на его внешность, то есть на тот аспект личности, который важен для них.
Ребенок вырастает с фальшивой самостью, он стремиться вся жизнь соответствовать тому образу, который бы радовал мать или отца. Это бессознательное стремление к угождению, в надежде вызвать благосклонность значимой фигуры, я называю сохранением эмоциональной связи. Человек в течение жизни остается эмоционально привязан к каким-то «частям», то есть аспектам личности матери, отца, бабушки или дедушки и образам, которые они заложили в него в детстве. Задача психоанализа – прояснить, осмыслить и ослабить эти эмоциональные связи.
Таким образом, в центре внимания аналитика и анализанда должна находиться эмоциональная связь.
Отношения «аналитик-анализанд»
В терапевтическом отношении психоаналитик для анализанда (в том числе и в переносе, «повторении» некоего прошлого) — это совсем новый объект. Он одновременно и фантазматический, и реальный. Но он всегда соучаствует в терапевтическом процессе и находится во взаимодействии с субъектом. Психоаналитик в этом случае уже не только нейтральное зеркало, а новый интерактивный объект, который должен, конечно же, принимать все проективные патологические содержания переноса, которые исходят из прошлых объектных отношений анализанда, стараясь, однако, строить более зрелые и более здоровые объектные отношения.
Психоаналитик попытается пройти с анализандом от более примитивных психических реакций (таких как конкретное мышление, регрессия, примитивные чувства) к более дифференцированным и интегрированным схемам психической деятельности и ослабить эмоциональные связи, приносящие страдания.
К вопросу об интервенциях.
6. — Перестановка игрушек (в детском анализе).