Морфо-функциональные и метаболические основы двигательных качеств
Одной из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, полностью проявляющаяся в целенаправленной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Быстрота
Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.
Делится на 2 группы:
1. быстрота одиночного движения (например, бег)
2. быстрота двигательных реакций — это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.
Ловкость
Ловкость — это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.
Делиться на две группы:
1. статическое равновесие (без перемещения)
2. динамическое равновесие (с перемещением)
Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.
Сила
Сила — это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.
Различают:
1. абсолютная сила — это величина максимальных усилий
2. относительная сила — это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела
3. Градиент силы — это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)
Гибкость
Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.
Различают:
1. активная гибкость — увеличение амплитуды за счет напряжения мышц
2. пассивная гибкость — амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил
Разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»
Выносливость
Выносливость — это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без потери ее эффективности.
Утомление — это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.
Фазы утомления
1. усталость: это субъективное ощущение утомления.
2. компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.
3. некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.
Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.
Относительно динамики изменений показателей физических качеств используют термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и целенаправленное влияние на рост показателей физического качества.
В современной литературе пользуются терминами «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В общем двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления—двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специальную выносливость. Следует помнить, что, когда речь идет о развитии силы мышц или скорости, под этим нужно подразумевать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-разному. В основе развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
1. анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры больших полушарий, степень функциональной зрелости ее отдельных зон);
2. физиологические особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения;
3. биологические (особенности окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения);
4. телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани);
5. хромосомные (генные).
На проявление двигательных способностей влияют также психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний).
О способностях человека судят не только по его достижением в процессе обучения или выполнения какой-нибудь двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает умения и навыки.
Откуда сей «опус», можно ссылку на первоисточник, умолчу про отношение и мнение, нецензурное напрашивается. Такое впечатление что материал из какой-то курсовой работы, студента троечника. ИМХО
Это Физические качества.А не двигательные.