Ты этого достоин Анна Сергеева Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу
full screen background image

Методика произвольного снижения минутного объема дыхания (МОД) по В.В. Гневушеву . Дыхательная гимнастика В….

Методика произвольного снижения минутного объема дыхания (МОД) по В.В. Гневушеву
. Дыхательная гимнастика В. В. Гневушева легла в основу его докторской диссертации, отражена в ряде солидных монографий, доложена на десятках конференций и симпозиумов. Уже в 1975 г. дыханию по Гневушеву было обучено около 1,5 тыс. человек, в том числе студенты Ставропольского мединститута. Петрозаводского университета и других вузов, пожилые больные в «группах здоровья» к даже школьники начальных классов на уроках физкультуры. В чем же достоинства советской методики? Прежде всего в том, что она не только повышает экономичность внешнего дыхания, кровообращения, увеличивает резервы этих систем, но и быстро вырабатывает новый стереотип дыхания. Дыхание по Гневушеву становится повседневным, автоматическим, закрепляется на всю жизнь. Сущность дыхания в покое заключается в урежении и удлинении вдоха до 3—5 с при одновременном произвольном уменьшении его глубины. Для этого необходимо растянуть вдох и вдохнуть поменьше воздуха («тонкой струей»). Вдох должен быть неполным, т. е. в конце его должна сохраняться возможность продолжения на несколько секунд. Выдох осуществляется непроизвольно, пассивно. По мнению Гневушева, урежение и уменьшение глубины дыхания направлено на снижение поступления воздуха в легкие. Это, по-видимому, ликвидирует избыточное возбуждение дыхательного центра, уменьшает объем вдыхаемого воздуха и МОД.
Надо отдать должное положительному для организма эффекту практического применения. В процессе тренировки старайтесь делать как можно более интенсивные движения передней стенкой живота и грудной клетки во время вдоха и выдоха. После окончания дыхательной гимнастики навык полного дыхания сохраняется на некоторое время. Чтобы он закрепился,, а дыхание стало автоматическим, нужно методично повторять тренировки! Параллельно необходимо закреплять навыки по удлинению вдоха по отношению к выдоху и одновременному снижению объема вдыхаемого воздуха. Для большей простоты В.В. Гневушев обозначил соотношение длительности вдоха и выдоха в секундах как дыхательный интервал (ДИ). Например, запись ДИ (6:4) указывает, что вдох надо удлинить до 6 с, а выдох — до 4 с. По мере того как дыхание по Гневушеву становится все более автоматическим, дыхательные интервалы должны постепенно нарастать. Например, от ДИ(2:4), к ДИ(3:4), затем к ДИ(4:4) и, наконец, к ДИ(6:4) и т. д. В результате этого объем вдыхаемого воздуха и МОД снижаются, а объем выдыхаемого воздуха увеличивается. Постепенно можно добиться такого автоматизма, когда уже не нужно будет отвлекать внимание на мысленный подсчет длительности вдоха и выдоха. Теперь во время дыхания по Гневушеву можно заниматься умственной работой. Например, читать книги, писать конспекты и т. д. Однако начинающие нередко допускают типичную ошибку — непроизвольно увеличивают объем вдыхаемого воздуха. Одновременно увеличиваются вентиляция легких и МОД. Чтобы этого не произошло, нужно обратить внимание на .отличительные признаки повышенного и сниженного МОД, приведенные ниже. Принципиально важны и следующие положения, чрезмерное увлечение дыхательной гимнастикой Гневушева может вызвать ощущение недостатка воздуха, кислородное голодание, а отсюда непроизвольное компенсаторное учащение и углубление дыхания после окончания процедуры. Поэтому необходимо индивидуально подобрать такой уровень уменьшения МОД, чтобы создавать ощущение облегчения, а не затруднения дыхания. Дыхательные упражнения делаются легко, без напряжения, снижающего экономичность дыхания. Чтобы оценить правильность выполнения упражнений, до и после них подсчитайте не только число дыханий в минуту, но и частоту пульса. При напряженном выполнении дыхания пульс увеличивается, при ненапряженном — не меняется.
Стоит сказать, что в процессе систематических тренировок дыхание по Гневушеву становится автоматическим. Оказывается, дыхательный центр в процессе упражнений как бы одобряет оптимальное произвольное уменьшение МОД и дает команду на его «автоматизацию». Именно это, по мнению В.В. Гневушева, является основным преимуществом его методики произвольного управления дыханием. При полном медленном дыхании йогов и даже при дыхании по системе Зыонгшинь не отмечается автоматического удержания нового вида дыхания после окончания, дыхательной гимнастики.
Для примера можно привести его данные, полученные при обследовании 22 человек, только начавших заниматься дыхательной гимнастикой. Длительность вдоха до трехминутной гимнастики составляла у них в среднем 1,78 секунды, во время ее выполнения — 9, после выполнения при обычном дыхании — 2,3 с. Длительность выдоха до упражнений — 2,17 с, во время их выполнения — 4,7с., после них — 2,7 с. Частота дыхания снижается. Постепенно в упражнения должна быть вовлечена вся мускулатура рук, ног, шеи, туловища.
По такой же схеме дыхание Гневушева осваивается при ходьбе и беге. Полезно предварительно проиграть эту ситуацию мысленно, делая удлиненный «вдох на три-четыре шага. Точное количество шагов .подсчитывать не обязательно. Одновременно уменьшайте количество воздуха, поступающего в момент вдоха. Выдох делайте непроизвольно на один, два или три-четыре шага. То же сделайте при настоящих, а не. при мысленных ходьбе и беге. При беге с минимальной физической нагрузкой дышите носом. Затем увеличивайте темп бега с переходом на дыхание ртом, пропуская воздух сквозь стиснутые зубы. Это урежает дыхание и снижает поступление воздуха в легкие.
Можно начать с 5—10-минутных тренировок дыхания в день и увеличивать их продолжительность хотя бы по полминуты в день. Постепенно дыхание станет автоматическим и в покое, и при физической нагрузке. Если этого не происходит, значит возможности . вашего организма не соответствуют тому уменьшению частоты дыхания и МОД, которого вы достигли. Отсюда излишнее напряжение дыхания. При правильном освоении методики длительность вдоха постепенно достигает 3—6 с и стабилизируется на этих величинах и в покое, и при средней физической нагрузке.

Учимся у Учителей.pdf




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика