Тренинг общения Тантра Новосибирск Школа рейки Международный наркологический центр Ясновижу
full screen background image
Search
24 ноября 2024
  • :
  • :

КОНТЕЙНЕР-КОНТЕЙНИРУЕМОЕ Бион внес новые фундаментальные идеи, его понятия «контейнер-контейнируемое» и «способности к мечтанию (ревери)»…

КОНТЕЙНЕР-КОНТЕЙНИРУЕМОЕ

Бион внес новые фундаментальные идеи, его понятия «контейнер-контейнируемое» и «способности к мечтанию (ревери)» могут рассматриваться как необходимое условие толерантности к тревоге, в особенности сепарационной тревоге. Бион считает, что для того, чтобы анализанд мог переносить сепарационную тревогу и интроецировать эту функцию, необходим психоаналитик, который может понять и контейнировать его.

Для аналитика необходимо распознать проективную идентификацию и знать, как ее использовать. Возьмем пример анализанда, который опаздывает и заставляет аналитика ждать: если аналитик способен прислушаться к коммуникативной ценности этих опозданий и интерпретировать все, что, как считает анализанд, он чувствует во время его отсутствия, то это позволит анализанду интроецировать аналитика, который способен переносить и прорабатывать тревогу.

Проективная идентификация как средство коммуникации
Бион оригинальным образом развил концепцию проективной идентификации Кляйн (Klein, 1946), обогатив ее новыми значениями. Он не только разграничил нормальные и патологические формы проективной идентификации, но также рассматривал их как первые средства коммуникации для ребенка и отправные точки мыслительной активности и проработки тревоги.

У Кляйн проективная идентификация является примитивной защитой, действующей с первых месяцев жизни и формирующей эмоциональное развитие младенца. Она считала, что посредством омнипотентной фантазии ребенок избавляется от определенных нежелательных (или некоторых желательных) частей собственной личности и внутреннего мира, проецируя их во внешний объект. Мелани Кляйн описала роль матери как внешнего объекта – объекта, в котором, к примеру, преломляется инстинкт смерти. Бион описывал более определенно важность материнской функции внешнего объекта, получающего неконтролируемые тревоги и эмоции ребенка, а затем трансформирующего их и превращающего в более переносимые для него переживания.

Бион проводит аналогию между ситуацией аналитик-анализанд в сессии и ситуацией мать-ребенок, подчеркивая, что аналитик (как и мать, разумеется) не является пассивным вместилищем, а играет активную роль в процессе осмысления и проработки тревоги – настолько активную, что этот процесс зависит от качества контейнера – как аналитика, так и матери.

В отношениях мать-ребенок модель контейнер-контейнируемое может использоваться для представления не только успеха, но и неудач проективной идентификации. При отлаженном взаимодействии матери и ребенка проективная идентификация используется ребенком для того, чтобы вызывать у матери чувства, от которых он хочет избавиться. К примеру, если ребенок испытывает дискомфорт, связанный с голодом, он может начать плакать или кричать.

Если мать понимает ребенка и действует в соответствии с его запросами – например, берет его на руки, кормит и успокаивает, – ребенок ощущает, что он избавился от чего-то непереносимого (нестерпимого), передав это матери, и она вернула это ему, превратив в нечто переносимое (терпимое). Тогда младенец может реинтроецировать свою тревогу, ставшую терпимой, и реинтроецировать ту функцию матери, которая может контейнировать и думать. В этом случае мать действует в качестве контейнера для чувств ребенка, и благодаря ее психической зрелости выполняет функцию хорошего объекта, который трансформирует голод в удовлетворение, одиночество – в компанию/общество, «страхи неминуемой смерти и тревоги – в жизнеспособность и уверенность, жадность и подлость – в чувства любви и щедрости; когда собственные плохие переживания переведены в хорошие, ребенок всасывает их обратно».

Бион использовал термин «способность к мечтанию» для описания дара матери, посредством которого она принимает проективную идентификацию младенца. Способность к мечтанию неотделима от контейнирования, поскольку одна зависит от другой и психическое качество контейнируемого передается по каналам коммуникации, которые формируют связи с ребенком.

С этого момента все зависит от особенностей психических качеств матери и их влияния на психические свойства младенца. «Если кормящая мать не может допустить мечтаний или если мечтания возможны, но не связаны с любовью к ребенку или его отцу, это будет передаваться ребенку, даже если он и не понимает этого» (Вюп, 1962, 36). Следовательно, мечтание является для Биона состоянием разума, чувствительного ко всему, что исходит от любимого объекта, – состояние разума, характеризующееся способностью к восприятию проективных идентификаций младенца, независимо от того, переживаются они как хорошие или плохие.

Весь комплекс взаимодействия мать-ребенок помогает процессу начала мышления, и два главных механизма вовлечены в формирование аппарата для «думанья мыслей». Первый представлен динамикой отношений между тем, что спроецировано, контейнируемым (обозначенным мужским символом ♂), и тем объектом, который контейнирует, – контейнером (обозначенный женским символом ♀). Второй механизм представлен осциллирующей динамикой отношений между параноидно-шизоидной и депрессивной позициями.

Если отношения контейнер-контейнируемое между матерью и ребенком функционируют хорошо, ребенок может интернализировать хороший опыт и интроецировать «счастливую пару», созданную матерью, чей контейнер функционирует (α-функция) в качестве вместилища для эмоций ребенка, помещенных в нее через проективную идентификацию. Эта функция является источником активности мыслей, как мы увидим дальше, поскольку «мышление зависит от успешности интроекции хорошей груди, первоначально ответственной за выполнение а-функции».

Отношения матери с ребенком, в соответствии с моделью Биона контейнер-контейнируемое, ведут к развитию способности к мышлению и социальному общению путем нормальной проективной идентификации. В то же время возможны различные нарушения этих отношений со стороны матери или ребенка, приводящие к патологической проективной идентификации и расстройствам мышления, которые встречаются при психозах.

Бион считает толерантность к фрустрации индивидуальным врожденным фактором и чрезвычайно важным элементом в приобретении способности думать и переносить тревогу. От толерантности к фрустрации зависит будущее процессов мышления и общения с другими и их неудачи.

Кратко резюмируя некоторые концепции Биона, можно сказать, что «мысль» – это союз/объединение предпонимания и фрустрации. Моделью является ребенок, ожидающий грудь: отсутствие груди, способной дать удовлетворение, переживается как «не-грудь», как «отсутствующая» грудь внутри. При достаточной способности переносить фрустрацию и не слишком выраженной зависти «не-грудь» внутри становится мыслью и развивается «аппарат для думания мыслей». Ощущение отсутствия объекта и фрустрация создают у ребенка «проблему, которую нужно разрешить». Так начинается собственно мышление и возможность познания через опыт: «Способность переносить фрустрацию позволяет душе развить мышление как средство, с помощью которого терпимая фрустрация становится еще более терпимой».

Если, с другой стороны, способность переносить фрустрацию неадекватна и зависть чрезмерна, плохая «не-грудь» внутри заставляет душу выбирать между бегством от фрустрации и ее модификацией. Неспособность терпеть фрустрацию склоняет баланс в сторону бегства от фрустрации. То, что должно было стать мыслью, становится плохим объектом, который может быть только эвакуирован, и в результате развивается гипертрофированная проективная идентификация.

Конечным результатом является то, что со всеми мыслями обращаются так, как будто они неотделимы от плохих внутренних объектов; чувствуется присутствие соответствующей организации, но не мыслительного аппарата для мыслей, а аппарата для избавления души от накопления плохих внутренних объектов.

Мишель Кинодо — Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика