КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Клиническая нейропсихология — основное направление нейропсихологии как отрасли психологии, изучающей мозговую основу психических процессов и эмоционально-личностной сферы и их связь с
отдельными системами головного мозга. Клиническая нейропсихология, сформировавшаяся на границах психологии, неврологии и нейрохирургии, — это структурная составляющая клинической психологии, задача которой заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга.
Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования — причинно-следственные отношения между повреждением (опухоль, кровоизлияние, травма — их локализация, объем), произошедшими изменениями со стороны психических процессов разного уровня и поведением личности.
Значительный вклад в развитие мировой (клинической) нейропсихологии внесла отечественная клиническая нейропсихология,
окончательное становление которой, ее теории, понятийного и методического аппарата, произошло в 60-80-е гг. прошлого столетия
благодаря усилиям двух школ — нейропсихологической школы Московского университета во главе с А.Р. Лурия (1973, 1974, 1978) и
Ленинградской нейропсихологической школы во главе с Н.Н. Трауготтом и И.М. Тонконогим (1973). Если первая известна своими исследованиями в области экспериментальной нейропсихологии и
психофизиологии, психолингвистики, психологических основ восстановительного обучения, нейропсихологии глубоких структур
мозга, детской нейропсихологии и т.д., то вторая — введением в традиционный понятийный аппарат нейропсихологии новых (ставших
уже классическими) понятий: «оперативная память», «помехоустойчивость», «распознавание образов» и др., обогащением нейропсихологии новыми методологическими принципами и новыми методами исследования и специальной экспериментальной аппаратурой, методами компьютерной диагностики (Кабанов, Смирнов, 1983; Вассерман и др., 2002).